№ 1 (2012)
1-4 177
Аннотация
Автор предпринимает попытки описания феномена гиперсвязи объек-
тов в рамках письменных креолизованных текстов при помощи матричных кодов QR.
Рассматривается взаимодействие данных кодов с вербальным и иконическим ком-
понентами креолизованного текста, ставится вопрос о возможности классификации
гиперсвязи QR как третьего (вариативного) компонента письменного креолизованного
текста и расширении информационного пространства данного типа семиотически ос-
ложненного текста. Предлагается использование термина «гиперкод» для обозначе-
ния данного типа матричного кода.
тов в рамках письменных креолизованных текстов при помощи матричных кодов QR.
Рассматривается взаимодействие данных кодов с вербальным и иконическим ком-
понентами креолизованного текста, ставится вопрос о возможности классификации
гиперсвязи QR как третьего (вариативного) компонента письменного креолизованного
текста и расширении информационного пространства данного типа семиотически ос-
ложненного текста. Предлагается использование термина «гиперкод» для обозначе-
ния данного типа матричного кода.
5-12 80
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы создания методики, позволяющей
повысить эффективность формирования экологической компетентности студентов эко-
номических специальностей колледжей (техникумов), всестороннего развития личности,
творческого отношения к решению экологических проблем в будущей профессиональной
деятельности. Авторами разработано электронное учебно-методическое пособие «Эко-
логия, охрана природы и экологическая безопасность», в котором представлен полный
комплект нормативно-правовых документов по охране окружающей среды. Для проверки
эффективности разработанной методики формирования экологической компетентности
был проведен педагогический эксперимент. Анализ результатов экспериментальной ра-
боты свидетельствует, что предложенная методика действительно способствует росту
ключевых компетентностей, определяющих качество современного образования.
повысить эффективность формирования экологической компетентности студентов эко-
номических специальностей колледжей (техникумов), всестороннего развития личности,
творческого отношения к решению экологических проблем в будущей профессиональной
деятельности. Авторами разработано электронное учебно-методическое пособие «Эко-
логия, охрана природы и экологическая безопасность», в котором представлен полный
комплект нормативно-правовых документов по охране окружающей среды. Для проверки
эффективности разработанной методики формирования экологической компетентности
был проведен педагогический эксперимент. Анализ результатов экспериментальной ра-
боты свидетельствует, что предложенная методика действительно способствует росту
ключевых компетентностей, определяющих качество современного образования.
13-20 81
Аннотация
В статье представлены аспекты военной безопасности, которые характе-
ризуют способность Российской Федерации и ее Вооруженных сил противодействовать
или препятствовать нанесению ущерба ее национальному достоянию, а также способ-
ствовать сдерживанию и отражению агрессии, защите общества, государства и личности.
Важнейшее направление государственной политики Российской Федерации - обеспе-
чение военной безопасности страны. Военная безопасность занимает ключевое место в
структуре национальной безопасности. Военная безопасность государства, структурно
входящая в национальную безопасность государства и являющаяся ее составной ча-
стью, ее видом, имеет цель - защиту национального достояния всем комплексом сово-
купного потенциала (политическими, экономическими, дипломатическими средствами,
включая и военные). Успешное развитие государства не может быть осуществлено без
укрепления национальной, военной безопасности, особенно в современных условиях.
ризуют способность Российской Федерации и ее Вооруженных сил противодействовать
или препятствовать нанесению ущерба ее национальному достоянию, а также способ-
ствовать сдерживанию и отражению агрессии, защите общества, государства и личности.
Важнейшее направление государственной политики Российской Федерации - обеспе-
чение военной безопасности страны. Военная безопасность занимает ключевое место в
структуре национальной безопасности. Военная безопасность государства, структурно
входящая в национальную безопасность государства и являющаяся ее составной ча-
стью, ее видом, имеет цель - защиту национального достояния всем комплексом сово-
купного потенциала (политическими, экономическими, дипломатическими средствами,
включая и военные). Успешное развитие государства не может быть осуществлено без
укрепления национальной, военной безопасности, особенно в современных условиях.
21-25 92
Аннотация
В 1453 г. прекратила свое существование великая Византийская им-
перия. Исторические судьбы России и Византии, включая современную российскую
действительность, тесно связаны. В статье рассматриваются церковно-государствен-
ные отношения в Византийской империи, теории и практики их реализации, концепция
симфонии властей. Намерение автора состоит в рассмотрении обоснования необ-
ходимости взаимодействия Церкви и государства. Согласно византийской доктрине,
греко-православный мир должен быть руководим двумя главами - патриархом и
императором; «созвучие» между Церковью и государством должно было составить
основание греко-православного общества.
перия. Исторические судьбы России и Византии, включая современную российскую
действительность, тесно связаны. В статье рассматриваются церковно-государствен-
ные отношения в Византийской империи, теории и практики их реализации, концепция
симфонии властей. Намерение автора состоит в рассмотрении обоснования необ-
ходимости взаимодействия Церкви и государства. Согласно византийской доктрине,
греко-православный мир должен быть руководим двумя главами - патриархом и
императором; «созвучие» между Церковью и государством должно было составить
основание греко-православного общества.
26-35 83
Аннотация
В статье раскрывается содержание компетентностного подхода, в кото-
ром понятие компетенции начинает активно внедряться в теорию и практику профессио-
нального обучения. Рассматривается соотношение таких понятий, как компетентность,
компетенции и квалификация, сформированность которых определяет профессиона-
лизм специалиста. Излагается критическое отношение к существующим подходам в
психолого-педагогических исследованиях по вопросам сущности понятий компетен-
ция и компетентность. Обосновывается, что квалификация вырабатывается на ос-
нове приобретения и развития компетенций, из которых последние выступают как инте-
гративный результат различного вида компетентностей: аксиологической, временной,
когнитивной, креативной, коммуникативной, аутопсихологической. Показано, что со-
держание компетентности опосредовано знаниями, навыками и умениями в процессе
приобретения жизненного и профессионального опыта.
ром понятие компетенции начинает активно внедряться в теорию и практику профессио-
нального обучения. Рассматривается соотношение таких понятий, как компетентность,
компетенции и квалификация, сформированность которых определяет профессиона-
лизм специалиста. Излагается критическое отношение к существующим подходам в
психолого-педагогических исследованиях по вопросам сущности понятий компетен-
ция и компетентность. Обосновывается, что квалификация вырабатывается на ос-
нове приобретения и развития компетенций, из которых последние выступают как инте-
гративный результат различного вида компетентностей: аксиологической, временной,
когнитивной, креативной, коммуникативной, аутопсихологической. Показано, что со-
держание компетентности опосредовано знаниями, навыками и умениями в процессе
приобретения жизненного и профессионального опыта.
36-42 73
Аннотация
В статье анализируются последние публикации Л. С. Выготского, в ко-
торых он настаивал на введении категории «переживание» в психологическую науку.
Признаки переживания: индивидуальность, ситуативность, интенциональность. Ис-
пользование категории переживания позволяет рассматривать человека в единстве
личностных и средовых моментов и свидетельствовать (судить) о характере отноше-
ния человека к фрагменту действительности. Обсуждаются причины неудачи проек-
та по обоснованию и использованию категории «переживание» (А. Н. Леонтьев, Д. Б.
Эльконин, Л. И. Божович, Ф. Е. Василюк) и возможности его реализации в современ-
ной психологии. Акцент сделан на необходимости взять на вооружение методологию
постмодернизма. Подчеркивается, что личность важно изучать в целостности; чело-
век уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статисти-
ческое обобщение; переживание человеком мира и себя в мире являются главной
психологической индивидуальной реальностью.
торых он настаивал на введении категории «переживание» в психологическую науку.
Признаки переживания: индивидуальность, ситуативность, интенциональность. Ис-
пользование категории переживания позволяет рассматривать человека в единстве
личностных и средовых моментов и свидетельствовать (судить) о характере отноше-
ния человека к фрагменту действительности. Обсуждаются причины неудачи проек-
та по обоснованию и использованию категории «переживание» (А. Н. Леонтьев, Д. Б.
Эльконин, Л. И. Божович, Ф. Е. Василюк) и возможности его реализации в современ-
ной психологии. Акцент сделан на необходимости взять на вооружение методологию
постмодернизма. Подчеркивается, что личность важно изучать в целостности; чело-
век уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статисти-
ческое обобщение; переживание человеком мира и себя в мире являются главной
психологической индивидуальной реальностью.
43-50 80
Аннотация
В статье рассматривается вопрос обращения Джека Лондона к сюже-
там и образам индейской мифологии в произведениях позднего периода (после 1909
г.). На материале пьесы «Сеятель желудей» и романа «Маленькая хозяйка Большого
Дома» выявляются принципы художественной интерпретации мифов племени май-
ду, их роль в создании философского, аллегорического и символического планов по-
вествования. Автор статьи акцентирует внимание на особенностях мифологического
мышления писателя в связи с интерпретацией темы «человек и цивилизация».
там и образам индейской мифологии в произведениях позднего периода (после 1909
г.). На материале пьесы «Сеятель желудей» и романа «Маленькая хозяйка Большого
Дома» выявляются принципы художественной интерпретации мифов племени май-
ду, их роль в создании философского, аллегорического и символического планов по-
вествования. Автор статьи акцентирует внимание на особенностях мифологического
мышления писателя в связи с интерпретацией темы «человек и цивилизация».
51-56 181
Аннотация
В статье в диахроническом плане рассматриваются попытки создания
искусственных алфавитов и искусственных языков как средства общения всех сла-
вянских народов (русский язык Ю. Крижанича, славянская пазиграфия Е. Копитара,
всеславянский алфавит А. Ф. Гильфердинга); использование мертвых языков (старо-
славянский М. Маяра), вторичных (славианский Г. Свободы), региональных (русский
адаптированный М. Карамена). Решается вопрос функционирования естественных
языков в качестве межславянских (русский Л. Штура; русский, польский, чешско-сло-
вацкий, иллирский Я. Коллара).
искусственных алфавитов и искусственных языков как средства общения всех сла-
вянских народов (русский язык Ю. Крижанича, славянская пазиграфия Е. Копитара,
всеславянский алфавит А. Ф. Гильфердинга); использование мертвых языков (старо-
славянский М. Маяра), вторичных (славианский Г. Свободы), региональных (русский
адаптированный М. Карамена). Решается вопрос функционирования естественных
языков в качестве межславянских (русский Л. Штура; русский, польский, чешско-сло-
вацкий, иллирский Я. Коллара).
57-67 62
Аннотация
В статье представлен опыт реализации компетентностного подхода в
подготовке бакалавров социальной работы с использованием интерактивных форм
проведения занятий на примере мастер-класса «Тренинг профессиональной коммуни-
кации» для студентов первого курса направления «Социальная работа» (АГУ).
Особое внимание уделено описанию интерактивных форм проведения занятий, труд-
ностей, возникающих при их организации и проведении, приведены примерные зада-
ния для самостоятельной практической работы студентов для внеаудиторной работы,
описаны результаты работы по формированию профессиональной коммуникативной
компетентности у бакалавров социальной работы. Информация может быть полезна
при разработке учебных программ практикоориентированных дисциплин при подго-
товке представителей помогающих профессий.
подготовке бакалавров социальной работы с использованием интерактивных форм
проведения занятий на примере мастер-класса «Тренинг профессиональной коммуни-
кации» для студентов первого курса направления «Социальная работа» (АГУ).
Особое внимание уделено описанию интерактивных форм проведения занятий, труд-
ностей, возникающих при их организации и проведении, приведены примерные зада-
ния для самостоятельной практической работы студентов для внеаудиторной работы,
описаны результаты работы по формированию профессиональной коммуникативной
компетентности у бакалавров социальной работы. Информация может быть полезна
при разработке учебных программ практикоориентированных дисциплин при подго-
товке представителей помогающих профессий.
68-74 86
Аннотация
В статье рассматриваются закономерности и педагогические принципы
как важные компоненты разработанной автором педагогической концепции развития
эмоциональной культуры будущего социального педагога. В статье показаны объек-
тивно существующие причинно-следственные связи и взаимозависимости исследуе-
мого процесса, сформулированные в виде закономерностей. Выявленные закономер-
ности позволили определить принципы, опора на которые в образовательной практике
профессиональной подготовки обеспечивает эффективное развитие эмоциональной
культуры будущего специалиста.
как важные компоненты разработанной автором педагогической концепции развития
эмоциональной культуры будущего социального педагога. В статье показаны объек-
тивно существующие причинно-следственные связи и взаимозависимости исследуе-
мого процесса, сформулированные в виде закономерностей. Выявленные закономер-
ности позволили определить принципы, опора на которые в образовательной практике
профессиональной подготовки обеспечивает эффективное развитие эмоциональной
культуры будущего специалиста.
75-84 64
Аннотация
В работе используется графический метод сложения плоских электро-
магнитных волн (автор метода А. А. Эйхенвальд), распространяющихся под углом
друг к другу. Представлен анализ поведения энергетических потоков электромагнит-
ных волн вблизи границы раздела двух сред в случае полного внутреннего отражения,
а также используется графический анализ траекторий векторов магнитной индукции
и потоков энергии в обеих средах. Приведенный метод может быть использован в
других задачах, в которых рассматриваются наложение и взаимодействие большо-
го числа волн, например, в явлениях дифракции и интерференции, распространения
волн в волноводах и др.
магнитных волн (автор метода А. А. Эйхенвальд), распространяющихся под углом
друг к другу. Представлен анализ поведения энергетических потоков электромагнит-
ных волн вблизи границы раздела двух сред в случае полного внутреннего отражения,
а также используется графический анализ траекторий векторов магнитной индукции
и потоков энергии в обеих средах. Приведенный метод может быть использован в
других задачах, в которых рассматриваются наложение и взаимодействие большо-
го числа волн, например, в явлениях дифракции и интерференции, распространения
волн в волноводах и др.
85-138 66
Аннотация
Получены корректные формулы для вычисления по¬перечной электри-
ческой проводимости и поперечной диэлектриче¬ской проницаемости в квантовой
столкновительной плазме при про¬извольной степени вырождения электронного газа.
Для этого ис¬пользовалось кинетическое уравнение Вигнера Власова Больцмана с
интегралом столкновений в форме БГК модели (Бхатнагар, Гросс и Крук) в координат-
ном пространстве. Исследованы различ¬ные частные случаи. Отдельно рассмотрен
случай полностью вырожденнной квантовой плазмы. Приводится сравнение с форму-
лой, полученной Линдхардом.
ческой проводимости и поперечной диэлектриче¬ской проницаемости в квантовой
столкновительной плазме при про¬извольной степени вырождения электронного газа.
Для этого ис¬пользовалось кинетическое уравнение Вигнера Власова Больцмана с
интегралом столкновений в форме БГК модели (Бхатнагар, Гросс и Крук) в координат-
ном пространстве. Исследованы различ¬ные частные случаи. Отдельно рассмотрен
случай полностью вырожденнной квантовой плазмы. Приводится сравнение с форму-
лой, полученной Линдхардом.
139-149 88
Аннотация
С позиций инфляционной космологии рассмотрена современная теория
космической эволюции для ранней Вселенной от первых мгновений до начала Боль-
шого взрыва. Показано, что инфляция характеризует стадию стремительного экспо-
ненциального расширения Вселенной, заканчивающуюся Большим взрывом. Дана
краткая характеристика теории струн как существенного этапа в решении вопроса о
создании единой теории четырех видов взаимодействия (гравитационного, сильного,
слабого и электромагнитного). Ставится вопрос о фундаментальности понятий про-
странства и времени и о природе стрелы времени.
космической эволюции для ранней Вселенной от первых мгновений до начала Боль-
шого взрыва. Показано, что инфляция характеризует стадию стремительного экспо-
ненциального расширения Вселенной, заканчивающуюся Большим взрывом. Дана
краткая характеристика теории струн как существенного этапа в решении вопроса о
создании единой теории четырех видов взаимодействия (гравитационного, сильного,
слабого и электромагнитного). Ставится вопрос о фундаментальности понятий про-
странства и времени и о природе стрелы времени.
150-156 84
Аннотация
В работе обобщены сведения о методах получения фторированных
-дикарбонильных соединений. Рассмотрены как классические методы, базирующи-
еся на конденсации по Кляйзену и действии безметальных оснований, так и спец-
ифические, позволяющие получить соединения, синтез которых недоступен при
использовании стандартных методов. Затрагивается проблема синтеза фториро-
ванных ароматических и гетероароматических -дикетонов с использованием раз-
личных соединений в качестве оснований. Рассмотрена таутомерия фторированных
-дикарбонильных соединений.
-дикарбонильных соединений. Рассмотрены как классические методы, базирующи-
еся на конденсации по Кляйзену и действии безметальных оснований, так и спец-
ифические, позволяющие получить соединения, синтез которых недоступен при
использовании стандартных методов. Затрагивается проблема синтеза фториро-
ванных ароматических и гетероароматических -дикетонов с использованием раз-
личных соединений в качестве оснований. Рассмотрена таутомерия фторированных
-дикарбонильных соединений.
157-160 122
Аннотация
В работе предложен модифицированный вариант титриметрического ме-
тода Боэма для определения гидроксильных групп, содержащихся в нанотрубках в виде
аналогов фенольных групп, в карбокисильных группах, а также гидроксильных групп,
образующихся при гидролизе лактонных и ангидридных циклов. От известных методик,
где дегазация проводится путем длительного пропускания инертных газов (N2, Ar), пред-
лагаемая методика отличается способом удаления CO2 из реакционной системы в ваку-
уме и применением кондуктометрического метода определения точки эквивалентности,
что позволяет получать более воспроизводимые результаты при низких содержаниях
функциональных групп (n10-4 моль/г) в образцах углеродных нанотрубок.
тода Боэма для определения гидроксильных групп, содержащихся в нанотрубках в виде
аналогов фенольных групп, в карбокисильных группах, а также гидроксильных групп,
образующихся при гидролизе лактонных и ангидридных циклов. От известных методик,
где дегазация проводится путем длительного пропускания инертных газов (N2, Ar), пред-
лагаемая методика отличается способом удаления CO2 из реакционной системы в ваку-
уме и применением кондуктометрического метода определения точки эквивалентности,
что позволяет получать более воспроизводимые результаты при низких содержаниях
функциональных групп (n10-4 моль/г) в образцах углеродных нанотрубок.
161-173 66
Аннотация
В статье анализируются подходы и методы решения проблем по обеспе-
чению профессиональными кадрами производства и их мотивации в промышленных
организациях с целью осуществления модернизации производства. Рассматриваются
факторы демотивации персонала и предлагаются методы минимизации их влияния.
чению профессиональными кадрами производства и их мотивации в промышленных
организациях с целью осуществления модернизации производства. Рассматриваются
факторы демотивации персонала и предлагаются методы минимизации их влияния.
174-183 71
Аннотация
Статья посвящена проблемам создания модели системы управления
программами (СУП) развития промышленных организаций. Рассматриваются прин-
ципы, условия и причины, в соответствии с которыми данная система должна ориен-
тироваться на комплексное решение поставленных задач. При формировании СУП
рассматривается включение в нее информационного, материального и финансового
потоков, что обеспечивает комплексное представление о взаимосвязях. Авторами
предложена модульная конструкция блоков управления программами развития.
программами (СУП) развития промышленных организаций. Рассматриваются прин-
ципы, условия и причины, в соответствии с которыми данная система должна ориен-
тироваться на комплексное решение поставленных задач. При формировании СУП
рассматривается включение в нее информационного, материального и финансового
потоков, что обеспечивает комплексное представление о взаимосвязях. Авторами
предложена модульная конструкция блоков управления программами развития.
184-189 65
Аннотация
Рассматриваются изменения страхового законодательства, касающиеся
страховых выплат в случае причинения вреда жизни и здоровью, имуществу потерпев-
ших, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (не-
зависимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования)
обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, а также об увеличении мини-
мального размера уставного капитала для страховщиков. Также затрагиваются вопро-
сы о компенсационных выплатах и о возможности оформления дорожно-транспортных
происшествий самими участниками без уполномоченных на то сотрудников полиции.
страховых выплат в случае причинения вреда жизни и здоровью, имуществу потерпев-
ших, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (не-
зависимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования)
обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, а также об увеличении мини-
мального размера уставного капитала для страховщиков. Также затрагиваются вопро-
сы о компенсационных выплатах и о возможности оформления дорожно-транспортных
происшествий самими участниками без уполномоченных на то сотрудников полиции.
190-195 91
Аннотация
В статье дается анализ использования в практике российского пред-
упреждения преступности несовершеннолетних виктимологического аспекта. Подчер-
кивается достоинство виктимологической профилактики - относительная малоза-
тратность. Автор объясняет необходимость расширения понятия потерпевшего и его
закрепление в уголовном законодательстве. Описывается результат исследования
личностных и психологических особенностей жертв посягательств несовершеннолет-
них. Актуализируется целесообразность использования принуждения путем включе-
ния ограничительных механизмов в отношении несовершеннолетних.
упреждения преступности несовершеннолетних виктимологического аспекта. Подчер-
кивается достоинство виктимологической профилактики - относительная малоза-
тратность. Автор объясняет необходимость расширения понятия потерпевшего и его
закрепление в уголовном законодательстве. Описывается результат исследования
личностных и психологических особенностей жертв посягательств несовершеннолет-
них. Актуализируется целесообразность использования принуждения путем включе-
ния ограничительных механизмов в отношении несовершеннолетних.
196-202 81
Аннотация
Автор рассматривает актуальные проблемы действующего законода-
тельства в сфере правового регулирования товарного знака как результата интел-
лектуальной деятельности. Объектом отношений, возникающих при регистрации то-
варного знака, выступают нематериальные блага. В основе выделения таких благ в
отдельную группу лежит их неовеществленность и личный характер.
В статье исследуются вопросы оснований регистрации товарного знака, основные
этапы данной регистрации, основные виды нарушений прав физических и юридиче-
ских лиц при незаконном отказе в регистрации товарного знака; выделяется сущность
права на пользование товарным знаком, рассматриваются вопросы распоряжения и
отчуждения товарного знака; выделяются основные способы использования товар-
ного знака, вносятся предложения по изменению действующего законодательства в
области наказания за ненадлежащее использование товарного знака.
тельства в сфере правового регулирования товарного знака как результата интел-
лектуальной деятельности. Объектом отношений, возникающих при регистрации то-
варного знака, выступают нематериальные блага. В основе выделения таких благ в
отдельную группу лежит их неовеществленность и личный характер.
В статье исследуются вопросы оснований регистрации товарного знака, основные
этапы данной регистрации, основные виды нарушений прав физических и юридиче-
ских лиц при незаконном отказе в регистрации товарного знака; выделяется сущность
права на пользование товарным знаком, рассматриваются вопросы распоряжения и
отчуждения товарного знака; выделяются основные способы использования товар-
ного знака, вносятся предложения по изменению действующего законодательства в
области наказания за ненадлежащее использование товарного знака.