Л. С. ВЫГОТСКИЙ: ЗАВЕЩАНИЕ МАСТЕРА
https://doi.org/10.18384/2224-0209-2012-1-618
Аннотация
торых он настаивал на введении категории «переживание» в психологическую науку.
Признаки переживания: индивидуальность, ситуативность, интенциональность. Ис-
пользование категории переживания позволяет рассматривать человека в единстве
личностных и средовых моментов и свидетельствовать (судить) о характере отноше-
ния человека к фрагменту действительности. Обсуждаются причины неудачи проек-
та по обоснованию и использованию категории «переживание» (А. Н. Леонтьев, Д. Б.
Эльконин, Л. И. Божович, Ф. Е. Василюк) и возможности его реализации в современ-
ной психологии. Акцент сделан на необходимости взять на вооружение методологию
постмодернизма. Подчеркивается, что личность важно изучать в целостности; чело-
век уникален, поэтому анализ отдельных случаев не менее оправдан, чем статисти-
ческое обобщение; переживание человеком мира и себя в мире являются главной
психологической индивидуальной реальностью.
Ключевые слова
Список литературы
1. Асмолов А. Г. Психология личности: принципы общепсихологического анали- за. М., 1990.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
3. Брунер Джером. Жизнь как нарратив // Постнеклассическая психология, 2005. № 1. С. 9-30.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4 Детская психология / Под ред.Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984.
5. Джерджен К. Дж. Социальный конструкционизм: знание и практика: Сб. статей / пер. с англ. А. М. Корбут; под общ. ред. А. А. Полонникова. Мн.: БГУ, 2003.
6. Зинченко В. П. Живое знание. Самара, 1998.
7. Крипнер С., де Карвало Р. Проблема метода в гуманистической психологии // Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 2.
8. Леонтьев А. Н. Учение о среде в педологических работах Л. С. Выготского (кри- тическое исследование) (1937) // Вопр. психол. 1998. № 1. С. 108-124.
9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность // Избр. псих. труды в 2 т. М., 1983.
10. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. М.: Смысл, 1999.
11. Леонтьев Д. А. Предисловие к русскому изданию // Квале С. Исследовательское интервью. М.: Смысл, 2009.
12. Марцинковская Т. Д. Творческое наследие Г. Г. Шпета. «Круглый стол» Вопр. психол. 1997. № 5. С. 154-155.
13. Мещерякова И. А. Проблемное поле и мир переживаний старшеклассников // Психол. науки и образование. М., 1998.
14. Олпорт Гордон В. Личность в психологии. СПб., 1998.
15. Пергаменщик Л. А. Прозрения раннего Выготского: выразительное и говорящее бытие // Психология. 2007. № 2. С. 3-10.
16. Постнеклассическая психология. Социальный конструкционизм и нарративный подход. М., 2004. № 1.
17. Прихожан А. М. Изучение тревожности как переживания в контексте культур- но-исторической концепции // Вестник РГГУ № 1/06. Серия «Психология», Мо- сква. 2006. С. 99-115.
18. Эльконин Д. Б. Послесловие / Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4 Детская психология / Под ред. Д. Б. Эльконина. М.: Педагогика, 1984. С. 386-403.
19. Ярошевский М. Г. Идеи Б. М. Теплова о переживании как феномене культуры // Вопр. психол. 1997. № 4. С. 63-75.