№ 3 (2012)
1-17 85
Аннотация
Статья посвящена политике бранденбургского курфюрста Георга Виль-
гельма в третий и четвертый периоды Тридцатилетней войны. Анализируется пово-
рот в политическом курсе курфюрста, состоявшийся в 1635 г., его причины. Основной
целью политики Бранденбурга стало присоединение Померании - наследственного
владения Гогенцоллернов. Однако Георг Вильгельм столкнулся с противодействием
своего союзника - Швеции. Это послужило главной причиной перехода бранденбург-
ского курфюрста на сторону императора. Но и находясь в габсбургском блоке, Георг
Вильгельм не смог достичь своей цели.
гельма в третий и четвертый периоды Тридцатилетней войны. Анализируется пово-
рот в политическом курсе курфюрста, состоявшийся в 1635 г., его причины. Основной
целью политики Бранденбурга стало присоединение Померании - наследственного
владения Гогенцоллернов. Однако Георг Вильгельм столкнулся с противодействием
своего союзника - Швеции. Это послужило главной причиной перехода бранденбург-
ского курфюрста на сторону императора. Но и находясь в габсбургском блоке, Георг
Вильгельм не смог достичь своей цели.
18-23 83
Аннотация
Статья посвящена процессу воссоздания канона в церковной монумен-
тальной живописи на переломе веков как части церковного служения и литургического
миропонимания и кругу проблем освоения, обучения церковной живописи. Церковное
искусство несет в себе художественную информацию о церковных событиях, создает
образ храма как подобия небесной жизни на земле. Также канон понимают как начало
и основу любой иконы. Именно он не давал превратиться иконе в картину или портрет
и вместе с тем позволял быть всегда национальной и современной. Элемент новатор-
ства всегда существовал, и ему отводилось место в части принципов формообразова-
ния изобразительного художественного языка.
тальной живописи на переломе веков как части церковного служения и литургического
миропонимания и кругу проблем освоения, обучения церковной живописи. Церковное
искусство несет в себе художественную информацию о церковных событиях, создает
образ храма как подобия небесной жизни на земле. Также канон понимают как начало
и основу любой иконы. Именно он не давал превратиться иконе в картину или портрет
и вместе с тем позволял быть всегда национальной и современной. Элемент новатор-
ства всегда существовал, и ему отводилось место в части принципов формообразова-
ния изобразительного художественного языка.
24-27 92
Аннотация
Анализируя использование QR-кодов в письменных креолизованных
текстах, автор предпринимает попытку выделения их специфических функций. В ка-
честве основных функций выступают: аттрактивная, эстетическая, информативная,
функция гиперсвязи, создания имиджа и функция организации текстового простран-
ства. Показана возможность использования гиперкодов в роли вербального и икони-
ческого компонентов креолизованного текста, а также связанной с гиперкодом избира-
тельности восприятия информации
текстах, автор предпринимает попытку выделения их специфических функций. В ка-
честве основных функций выступают: аттрактивная, эстетическая, информативная,
функция гиперсвязи, создания имиджа и функция организации текстового простран-
ства. Показана возможность использования гиперкодов в роли вербального и икони-
ческого компонентов креолизованного текста, а также связанной с гиперкодом избира-
тельности восприятия информации
28-34 68
Аннотация
Статья посвящена проблемам организации процесса обучения с при-
менением дистанционных образовательных технологий в высшей школе. Приведены
выдержки нормативных документов, приказов и федеральных законов, регламенти-
рующих внедрение дистанционного обучения. Проанализированы схемы реализации
дистанционного обучения в высшем учебном заведении, указаны этапы перехода и
внедрения дистанционных технологий в вузе, описаны различные модели организа-
ции обучения с использованием дистанционных технологий. Рассмотрены варианты
взаимодействия сетевых участников, указан круг их функциональных задач
менением дистанционных образовательных технологий в высшей школе. Приведены
выдержки нормативных документов, приказов и федеральных законов, регламенти-
рующих внедрение дистанционного обучения. Проанализированы схемы реализации
дистанционного обучения в высшем учебном заведении, указаны этапы перехода и
внедрения дистанционных технологий в вузе, описаны различные модели организа-
ции обучения с использованием дистанционных технологий. Рассмотрены варианты
взаимодействия сетевых участников, указан круг их функциональных задач
35-51 135
Аннотация
Статья представляет обзор взглядов сторонников однолинейной теории
модернизации общества и альтернативных ей концепций общественного развития.
Описывая конкретный «случай» - путь к современности стран Запада - ученые 1950-
х - начала 1960-х гг. придавали ему универсальное значение. В силу этого модер-
низация рассматривалась ими как синоним вестернизации, а национальная культура
модернизирующейся страны считалась пережитком традиционного общества и, соот-
ветственно, препятствием на пути к современности. Оппоненты теории модернизации
подвергли критике тезис об универсальности западного пути к современности. Конста-
тировав отсутствие прогресса в развивающихся странах, они сосредоточили свое вни-
мание на поисках причин отсталости «третьего мира». По мнению исследователей,
бедственное положение в развивающихся странах является следствием построенной
Западом глобальной социально-экономической системы, где богатство одних стран
порождает бедность других.
модернизации общества и альтернативных ей концепций общественного развития.
Описывая конкретный «случай» - путь к современности стран Запада - ученые 1950-
х - начала 1960-х гг. придавали ему универсальное значение. В силу этого модер-
низация рассматривалась ими как синоним вестернизации, а национальная культура
модернизирующейся страны считалась пережитком традиционного общества и, соот-
ветственно, препятствием на пути к современности. Оппоненты теории модернизации
подвергли критике тезис об универсальности западного пути к современности. Конста-
тировав отсутствие прогресса в развивающихся странах, они сосредоточили свое вни-
мание на поисках причин отсталости «третьего мира». По мнению исследователей,
бедственное положение в развивающихся странах является следствием построенной
Западом глобальной социально-экономической системы, где богатство одних стран
порождает бедность других.
52-63 75
Аннотация
В основе статьи - результаты проведенного автором контент-анализа
материалов газетной прессы России 1990, 2001 и 2010 гг. Рассматривается отраже-
ние социально-политической трансформации газетной прессы в контексте ее места и
роли в современном политическом процессе России, раскрывается значение газетных
СМИ как площадки для диалога общества и власти, политического коммуникатора,
средства объективного информирования населения. Для формального определения
функций СМИ и их эволюции выделены конкретные свойства масс-медиа. Одновре-
менно для характеристики каждого из этих свойств выбраны наиболее типичные виды
публикаций, содержание которых в наибольшей степени соответствует определенной
функции.
материалов газетной прессы России 1990, 2001 и 2010 гг. Рассматривается отраже-
ние социально-политической трансформации газетной прессы в контексте ее места и
роли в современном политическом процессе России, раскрывается значение газетных
СМИ как площадки для диалога общества и власти, политического коммуникатора,
средства объективного информирования населения. Для формального определения
функций СМИ и их эволюции выделены конкретные свойства масс-медиа. Одновре-
менно для характеристики каждого из этих свойств выбраны наиболее типичные виды
публикаций, содержание которых в наибольшей степени соответствует определенной
функции.
64-72 88
Аннотация
Статья является первой из цикла работ, посвященных исследованию
политической символики современных «цветных революций». В работе раскрывается
методика фрейм-анализа для выявления общих и особенных символов политической
оппозиции. Актуализируются теоретико-методологические и исторические аспекты
научной проблемы. Теоретической матрицей исследования выступает отечественная
концепция политической семиосферы.
Автор, выдвигая собственную научную гипотезу, предполагает, что современные по-
литтехнологи, подготавливая «цветные революции», создают для сплочения оппози-
ции оригинальные и одновременно типичные политические символы, используя пси-
хологию цвета и влияние архетипов на сознание людей. Доказательная база работы
опирается на последние достижения зарубежной и отечественной политологии
политической символики современных «цветных революций». В работе раскрывается
методика фрейм-анализа для выявления общих и особенных символов политической
оппозиции. Актуализируются теоретико-методологические и исторические аспекты
научной проблемы. Теоретической матрицей исследования выступает отечественная
концепция политической семиосферы.
Автор, выдвигая собственную научную гипотезу, предполагает, что современные по-
литтехнологи, подготавливая «цветные революции», создают для сплочения оппози-
ции оригинальные и одновременно типичные политические символы, используя пси-
хологию цвета и влияние архетипов на сознание людей. Доказательная база работы
опирается на последние достижения зарубежной и отечественной политологии
73-82 81
Аннотация
Статья посвящена проблемам работы с детьми, которые оказались в
трудной жизненной ситуации. Будущее таких детей, как правило, определено сложив-
шейся системой решения проблем: лишение родителей родительских прав, изъятие
ребенка из семьи и передача его в государственные учреждения для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, а далее, по возможности, передача в
замещающую семью. Раскрыты сложности, возникающие при подготовке воспитанни-
ков государственных учреждений для передачи в замещающую семью, а также труд-
ности преодоления социальных стереотипов у специалистов, работающих в детских
домах, приютах, центрах.
трудной жизненной ситуации. Будущее таких детей, как правило, определено сложив-
шейся системой решения проблем: лишение родителей родительских прав, изъятие
ребенка из семьи и передача его в государственные учреждения для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, а далее, по возможности, передача в
замещающую семью. Раскрыты сложности, возникающие при подготовке воспитанни-
ков государственных учреждений для передачи в замещающую семью, а также труд-
ности преодоления социальных стереотипов у специалистов, работающих в детских
домах, приютах, центрах.
83-90 111
Аннотация
В статье рассматривается первый русский роман - «Непостоянная фор-
туна, или Похождение Мирамонда» (1763) с точки зрения взаимодействия художе-
ственного и документального элементов. Это взаимодействие становится возможным
благодаря параллельному развитию двух линий романа - любовного сюжета и сюже-
та-путешествия, который генетически связан с биографией автора и его стремлением
сообщить читателям полезные сведения о далеких экзотических странах. Сделаны
выводы о своеобразии поэтики повествования в романе и специфике творческих
принципов Ф.А. Эмина-романиста.
туна, или Похождение Мирамонда» (1763) с точки зрения взаимодействия художе-
ственного и документального элементов. Это взаимодействие становится возможным
благодаря параллельному развитию двух линий романа - любовного сюжета и сюже-
та-путешествия, который генетически связан с биографией автора и его стремлением
сообщить читателям полезные сведения о далеких экзотических странах. Сделаны
выводы о своеобразии поэтики повествования в романе и специфике творческих
принципов Ф.А. Эмина-романиста.
91-96 132
Аннотация
Население Закарпатья, Восточной Словакии, Сербской Воеводины,
юго-восточной Польши, северо-западной Румынии известно под общим этнонимом
русины. По религиозной принадлежности - православные и греко-католики. Признано
национальным меньшинством ООН и ЕС, европейскими странами, кроме Украины.
В условиях отсутствия государственности пользуется четырьмя койне: лемковским,
пряшевским, ужгородским и воеводинским. В написании преобладает кириллица. Ру-
синский язык отличается от украинского и словацкого на уровне лексики. Койне имеют
фонетические и грамматические отличия между собой и от соседних языков.
юго-восточной Польши, северо-западной Румынии известно под общим этнонимом
русины. По религиозной принадлежности - православные и греко-католики. Признано
национальным меньшинством ООН и ЕС, европейскими странами, кроме Украины.
В условиях отсутствия государственности пользуется четырьмя койне: лемковским,
пряшевским, ужгородским и воеводинским. В написании преобладает кириллица. Ру-
синский язык отличается от украинского и словацкого на уровне лексики. Койне имеют
фонетические и грамматические отличия между собой и от соседних языков.
97-107 206
Аннотация
В статье рассматриваются современные концепции коммуникативной
деятельности и общения лиц с умственной отсталостью. Приводится психолого-пе-
дагогическая характеристика особенностей общения в коллективе учащихся младших
классов с умственной отсталостью, выраженной в легкой степени. Показаны основ-
ные факторы, способствующие развитию их коммуникативной деятельности. Даны
эмпирические сведения об отдельном практическом исследовании. Проведен сравни-
тельный анализ результатов, полученных до и после обучения.
деятельности и общения лиц с умственной отсталостью. Приводится психолого-пе-
дагогическая характеристика особенностей общения в коллективе учащихся младших
классов с умственной отсталостью, выраженной в легкой степени. Показаны основ-
ные факторы, способствующие развитию их коммуникативной деятельности. Даны
эмпирические сведения об отдельном практическом исследовании. Проведен сравни-
тельный анализ результатов, полученных до и после обучения.
108-115 98
Аннотация
Статья посвящена теоретическим основам современной социальной
педагогики, которая в качестве практической модели Германии неразрывно связана
с практикой социальной работы. Х. Тирш в конце 1970-х гг. ввел в научный обиход
понятие «Ориентация на жизненный мир». Его научные интересы распространяются
на предметные области теории социальной педагогики, социальной педагогики, ори-
ентированной на повседневность.
Социальная педагогика направлена на жизненный мир адресата, формулирует уста-
новки помощи, нацеленные на работу с социальными конфликтами. Она реализуется
профессионально и носит превентивный характер. Свою деятельность она рассма-
тривает как систему услуг, предоставляемых всем людям в нормальных жизненных
ситуациях.
педагогики, которая в качестве практической модели Германии неразрывно связана
с практикой социальной работы. Х. Тирш в конце 1970-х гг. ввел в научный обиход
понятие «Ориентация на жизненный мир». Его научные интересы распространяются
на предметные области теории социальной педагогики, социальной педагогики, ори-
ентированной на повседневность.
Социальная педагогика направлена на жизненный мир адресата, формулирует уста-
новки помощи, нацеленные на работу с социальными конфликтами. Она реализуется
профессионально и носит превентивный характер. Свою деятельность она рассма-
тривает как систему услуг, предоставляемых всем людям в нормальных жизненных
ситуациях.
116-119 69
Аннотация
В статье рассматривается метод вариации толщины образца для проведе-
ния измерений зависимости диэлектрической проницаемости исследуемого жидкого кри-
сталла от температуры на частоте 30 ГГц при атмосферном давлении. Метод основан
на измерении коэффициента затухания электромагнитной волны, проходящей через ис-
следуемое вещество, залитое в секцию волновода. Подробно описываются особенности
экспериментальной установки и техника проведения эксперимента. Приводится расчет
погрешности и контрольные измерения диэлектрической проницаемости бутилацетата и
бензола
ния измерений зависимости диэлектрической проницаемости исследуемого жидкого кри-
сталла от температуры на частоте 30 ГГц при атмосферном давлении. Метод основан
на измерении коэффициента затухания электромагнитной волны, проходящей через ис-
следуемое вещество, залитое в секцию волновода. Подробно описываются особенности
экспериментальной установки и техника проведения эксперимента. Приводится расчет
погрешности и контрольные измерения диэлектрической проницаемости бутилацетата и
бензола
120-131 66
Аннотация
Разбирается положение наблюдателя в определении понятия физиче-
ской реальности в квантовой механике. Проводится анализ вероятностного характера
квантовой механики в сравнении с классической. Центральным вопросом оказывается
роль наблюдателя в определении характеристик элементарных частиц. Особое вни-
мание уделяется вопросу о полноте квантовой механики, который был поставлен Эйн-
штейном в 1935 г. Показано, что отрицание полноты квантовой механики ошибочно.
Дано изложение теоретических и экспериментальных работ, доказывающих полноту
квантовой механики. Дается изложение антропного принципа и его значение при ре-
шении вопроса о свойствах Вселенной, необходимых для возникновения человека
ской реальности в квантовой механике. Проводится анализ вероятностного характера
квантовой механики в сравнении с классической. Центральным вопросом оказывается
роль наблюдателя в определении характеристик элементарных частиц. Особое вни-
мание уделяется вопросу о полноте квантовой механики, который был поставлен Эйн-
штейном в 1935 г. Показано, что отрицание полноты квантовой механики ошибочно.
Дано изложение теоретических и экспериментальных работ, доказывающих полноту
квантовой механики. Дается изложение антропного принципа и его значение при ре-
шении вопроса о свойствах Вселенной, необходимых для возникновения человека
132-138 71
Аннотация
В статье раскрыто содержание понятия «гудвилл» и сущность деловой
репутации как экономической категории, которая является необходимым условием
достижения успеха для промышленных предприятий в современных условиях. Рас-
смотрены основные составляющие гудвилла - количественной составляющей дело-
вой репутации компании, влияние качества ведения бизнеса на деловую репутацию.
Описывается концепция управления деловой репутацией компании и влияние такого
управления на стоимость промышленной компании. Также описана практика оценки
гудвилла и использования ее результатов.
репутации как экономической категории, которая является необходимым условием
достижения успеха для промышленных предприятий в современных условиях. Рас-
смотрены основные составляющие гудвилла - количественной составляющей дело-
вой репутации компании, влияние качества ведения бизнеса на деловую репутацию.
Описывается концепция управления деловой репутацией компании и влияние такого
управления на стоимость промышленной компании. Также описана практика оценки
гудвилла и использования ее результатов.