Preview

Вестник Московского государственного областного университета

Расширенный поиск
№ 4 (2015)
1-9 4
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования по выделению наиболее и наименее выраженных компонентов психологического благополучия у современного человека; выявлению взаимосвязей психологического благополучия с нравственностью и религиозностью личности. Показано, что у современного человека компоненты, входящие в структуру психологического благополучия, имеют различную выраженность. Выявлено, что отдельные компоненты нравственности и религиозности оказывают влияние на ощущение психологического благополучия или неблагополучия личности. Отмечено, что чем больше человек в своих поступках опирается на религиозные убеждения и чем чаще он прибегает к религиозным практикам, тем более психологически благополучным он себя ощущает.
10-24 3
Аннотация
В статье представлены результаты эмпирического исследования закономерностей трансформации патриотизма в национализм в зависимости от уровня психосоциального развития личности. Цель исследования заключалась в выявлении и анализе взаимосвязи патриотических, националистических и нейтрально-негативных этнонациональных установок с особенностями психосоциального развития у представителей современной российской молодежи. Авторы, опираясь на результаты теоретического анализа и эмпирического исследования, делают выводы о закономерных связях между националистическими установками и особенностями психосоциального развития личности.
25-33 5
Аннотация
В статье анализируется взаимодействие текстовых категорий, обозначаемых терминами «перспектива», «ретроспекция» и «проспекция», а также обосновывается авторская трактовка новой текстовой категории «интроспекция». Доказана функциональная однородность перечисленных текстовых категорий, выделены два вида функциональной однородности: повествовательная (нарративная) и семантическая (лакунизирующая). Формулируются новые исследовательские проблемы, связанные с интроспекцией как категорией лингвистики текста.
34-64 3
Аннотация
Анализируя взгляды выдающихся представителей нациологии, авторы формируют систему отправных концептуальных положений, позволяющих определить сущностные координаты реалий этнонациональных отношений. Логика статьи ведёт к пониманию нациогенеза как исторически преемственного процесса углубления социальной полигенности, характеризующейся множеством связей и каузальностей, в которую органично встроена этнонациональная субстанция, развивающаяся как система от простого (этнического) к сложному (национальному).
65-75 4
Аннотация
В статье анализируется социально-политические взгляды К.Н. Леонтьева в части его отношения к прогрессу и развитию в социокультурных и политических аспектах на основе эстетического критерия. Идея эстетического восприятия действительности является центральной в теоретических изысканиях Леонтьева не только культурологического, но и философского и политологического характера. Одно из наиболее значимых понятий в концепции Леонтьева - «эстетика жизни» - включает не только красоту явлений, но и другие сферы жизни общества и основывается на принципах разнообразия и противоборства. Можно утверждать, что критика Леонтьевым либеральноэгалитарного прогресса также сформировалась на основе эстетического отношения к миру.
76-88 1
Аннотация
Статья посвящена решению одной из актуальных и сложных проблем современного поликультурного общества. В условиях роста этнических общественных объединений и организаций, осуществляющих разнонаправленную деятельность, актуализируется проблема координации этой деятельности, что активизирует научные исследования, посвященные вопросам её управления. В статье представлены результаты исследования, ориентированного на выявление глубоких психологических механизмов управленческой деятельности руководителей этнических общественных организаций, среди которых автор выделяет механизм достижения синергетического эффекта.
89-97 2
Аннотация
В статье описывается механизм контекстного влияния на восприятие гласного звука. Обсуждаются известные эксперименты по восприятию английских гласных синтезированной речи, демонстрирующих изменение идентификации тестового слова в зависимости от формантной структуры вводного предложения. Приводится новая интерпретация результатов обсуждаемого эксперимента. Демонстрируется эксперимент по изменению категориального восприятия гласного в контексте естественной речи.
98-104 2
Аннотация
В статье рассматривается проблема изучения мотивационно-потребностной сферы подростков, склонных к интернет-зависимому поведению. С помощью методики М. Рокича ранжированы два класса ценностей подростков группы риска: терминальные и инструментальные. Анализ данных показал, что на фоне отсутствия чёткой иерархии мотивов доминирующими ценностями несовершеннолетних интернет-аддиктов являются: стремление к развлечениям, общественному признанию, независимости, материальным благам. При этом такие ценности как активная жизнь, творческая деятельность, духовное и физическое совершенствование, интеллектуальное развитие, счастье других, счастливая семейная жизнь, любовь располагаются на низших. Результаты исследования позволяют совершенствовать профилактическую работу с подростками, склонными к интернет-зависимому поведению.
105-112 3
Аннотация
В статье рассматривается проблема применения экспертных оценок в процессе ранней диагностики факторов наркозависимого поведения подростков. На основании полученных экспертных оценок приводятся факторы риска формирования наркозависимого поведения подростков. Последующее ранжирования факторов риска позволило авторам статьи выделить и графически отобразить наиболее рискометрические из них. В заключение статьи обозначены сферы применения результатов исследования.
113-119 3
Аннотация
В статье анализируются социально-политические изменения в контексте процессов радикального реформирования в постсоветской России. Проводится сравнение процессов эволюционного и радикального изменения с целью идентификации либеральных преобразований 1990-х гг. По заключению автора понятие «реформы» не применимо к произошедшим изменениям, радикализм которых едва не привел к национальной катастрофе. В статье отмечается положительная роль мероприятий по укреплению властной вертикали 2000-е гг. как способа преодоления методов радикального реформирования.
120-131 8
Аннотация
В статье представлен анализ совокупности социальных и познавательных мотивов, формирующихся под влиянием семьи, что в значительной степени составляет учебную мотивацию подростка. Социальное влияние на личность подростка, а в итоге и на его учебную мотивацию, осуществляется разными путями и происходит в результате целенаправленного процесса воспитания и социального научения. Авторы показывают, что в процессе воспитания следует учитывать воздействие ряда условий: социальное и материальное положение семьи, род занятий родителей, их уровень образования и ценностные ориентации. Деформация родительской семьи приводит к отрицательным последствиям в развитии личности подростка и негативно сказывается на его учебной деятельности.
132-137 3
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению особенностей политических рисков, которые возникают в процессе перераспределения властных полномочий в современных государствах, а также специфике их управления. Отмечается важность своевременности и эффективности перераспределения властных полномочий, а также тенденция их концентрации у основных государственных управленцев с учётом нынешнего международного фона, оказывающего непосредственное влияние как на внутреннюю, так и на внешнюю политику различных государств. В целом признаётся наличие множества политических рисков при перераспределении властных полномочий, однако при эффективном управлении ими представляется возможным максимально увеличивать действенность самого процесса перераспределения государственных функций, используя институт саморегулирования.
138-144 2
Аннотация
Произведена попытка обоснования роли государственной молодежной политики (ГМП) в процессе модернизации российского государства. Выявлены основные подходы при определении ГМП, а также обусловлены проблемные области в рамках нормативно-правовой базы. Установлено, что на сегодняшний день в Волгоградской области действует комплексная нормативно-правовая база в рамках региональной молодежной политики. Проведен политологический анализ условий функционирования и приоритетных направлений государственной молодежной политики Волгоградского региона. Даны рекомендации по совершенствованию государственных программ в сфере ГМП.
145-152 3
Аннотация
В статье дан краткий обзор основных конституентов политической лингвистики с выделением их характерологических параметров; показана пошаговая процедура установления иерархически обусловленных системных связей между компонентами политической лингвистики и осуществлена структуризация основных компонентов в понятийную систему. Представлены результаты осуществления ранжирования основных компонентов политической лингвистики в виде понятийной системы.
153-161 4
Аннотация
Разразившаяся в современной Украине гражданская война является крайним проявлением делегитимации режима Порошенко на востоке страны и его низкой легитимности на подконтрольной Киеву территории. Среди ключевых предпосылок этому выделяются социально-политическая разобщённость населения Украины, разнонаправленные векторы экономического развития её западных и восточных регионов, особенности геополитического положения, провальная политика руководства страны и мощное внешнее воздействие на легитимационные процессы из-за рубежа.
162-170 2
Аннотация
На материале учебников и хрестоматий 1840-1850 гг. в статье рассматривается становление педагогического канона в отношении произведений М.Ю. Лермонтова. Проанализировано более двадцати учебников словесности и хрестоматий для разных возрастных групп (от детского возраста до гимназического), а также университетские курсы словесности. Обозначен спектр восприятия произведений Лермонтова авторами-составителями учебников словесности и хрестоматий. Отмечены основные тенденции становления педагогического литературного канона в 1840-1850 гг. Приведён перечень произведений Лермонтова, включённых в учебники и хрестоматии данного периода. Указаны наиболее значимые учебные пособия (Греч, Галахов, Зеленецкий), повлиявшие на формирование традиции включения произведений Лермонтова в учебную программу.
171-181 1
Аннотация
В статье поднимаются вопросы социально-экономических факторов возникновения терроризма, влияния этих процессов на экономическое развитие территорий. Авторами проведён обзорный анализ попыток установления связей различных факторов, таких как материальное благосостояние населения, уровень образования, урбанизации, террористической активности. Приводится ряд математических моделей, которые рассматриваются в качестве возможных механизмов прогнозирования динамики террористической активности или указывают на зависимость социально-экономических показателей от количества терактов, числа их жертв.
182-190 3
Аннотация
Соотношение эпитета, метафоры и сравнения представлено в виде оппозиции, где немаркированным элементом является сравнение. Основой эпитета является полная сравнительная конструкция, в которой должно присутствовать прилагательное, на базе которого создаётся эпитет. Основой метафоры является сокращённая, неполная сравнительная конструкция, т.к. акцент на отдельных признаках был бы ошибочным. Подчёркивается, что эпитет, в отличие от метафоры, является словом, от которого можно образовать производные формы. Эпитет представляется как новая, самостоятельная языковая единица, а не как переносное, дополнительное значение уже известного слова.
191-201 1
Аннотация
В статье предлагается сопоставительный анализ произведений А.П. Чехова и Лу Синя, в которых звучит тема медицины. Под медицинской темой понимается совокупность образов врачей и названий болезней, которые играют значительную роль в понимании творчества авторов. Рассматриваются такие основополагающие произведения, как «Ионыч», «Попрыгунья» А.П. Чехова и рассказы «Братья», «Завтра», «Болезнь отца» Лу Синя. Делаются выводы о влиянии медицинского образования на творчество писателей, о причинах возникновения тех или иных тем в рассказах и их оценке. Несмотря на безусловное сходство рассматриваемых писателей как со стороны мировоззренческого подхода, так и со стороны литературной изобразительности, выявляется ряд различий между ними в связи с их несхожим отношением к профессии врача.
202-208 1
Аннотация
В статье проводится анализ структуры корневых словообразовательных гнёзд, выявляется их типология, построенная на разных основаниях: по частям речи исходных, вершинных слов, по объёму слов в гнезде, по строению гнезда и т.д. В работе представлена типология словообразовательных гнёзд и семей, выявлены системные словообразовательные связи конкретных наименований в современном русском языке, а также проведена комплексная характеристика словообразовательных парадигм гнёзд различных тематических групп.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-0209 (Online)