Preview

Российский социально-гуманитарный журнал

Расширенный поиск

«Российский социально-гуманитарный журнал» (до сентября 2023 г. – электронный «Вестник Московского государственного областного университета») – Сетевое издание, публикующее статьи российских и зарубежных учёных по актуальным проблемам общественной жизни, результаты междисциплинарных теоретических и эмпирических исследований в области политологии, психологии и филологии.

Журнал включён в Перечень рецензируемых научных изданий ВАК при Минобрнауки РФ по следующим научным специальностям:

 

 

Психологические науки

  • 5.3.4. Педагогическая психология, психодиагностика цифровых образовательных сред (психологические науки);
  • 5.3.5. Социальная психология, политическая и экономическая психология (психологические науки).

Политические науки

  • 5.5.1. История и теория политики (политические науки);
  • 5.5.2. Политические институты, процессы, технологии (политические науки);
  • 5.5.3. Государственное управление и отраслевые политики (политические науки).

Филологические науки

  • 5.9.8. Теоретическая, прикладная и сравнительно-сопоставительная лингвистика (филологические науки).

 

Миссия журнала заключается в создании открытой площадки для российских и зарубежных политологов, психологов и филологов по обмену научной информацией и созданию междисциплинарного знания.

Аудиторию издания составляют политологи, филологи, лингвисты, психологи, преподаватели высшей школы и все, интересующиеся достижениями социальных и гуманитарных наук.

Журнал  поддерживает концепцию открытого доступа (Open Access).

Статьи публикуются в электронной форме на русском языке с аннотацией, ключевыми словами и списком литературы и данными авторов на английском языке; а также на английском языке - при наличии развернутой аннотации на русском языке.

Материалы, поступившие в журнал, подлежат обязательному рецензированию специалистами. Тип рецензирования - двойное слепое.

Порядок отклонения, доработки, переработки статей и решение вопросов, возникающих в случае конфликта интересов, осуществляется на основании принятых журналом положений публикационной этики. 

Рукопись может быть отклонена на этапе, предшествующем рецензированию. Основаниями отклонения статьи до рецензирования могут служить: несоответствие тематики статьи специализации журнала, нарушение автором (авторами) требований оформления и подачи статьи в журнал, наличие плагиата, очевидное низкое научное качество статьи, предшествующая (раннее осуществлённая) публикация статьи (или ее фрагментов) в другом издании и т.п.). Автор (авторы) уведомляется о причинах отклонения его статьи.

Текущий выпуск

№ 2 (2025)

ПОЛИТОЛОГИЯ (Специальности 5.5.1, 5.5.2 и 5.5.3)

157
Аннотация

Цель. Выявить основные направления институциональных изменений в системе общественного наблюдения и контроля за выборами в России.

Процедура и методы. Исследование базируется на комплексном анализе действующего избирательного законодательства и практического опыта организации общественного наблюдения на федеральном уровне и на уровне субъектов Российской Федерации.

Результаты. Выявлены ключевые направления развития системы общественного контроля, установлены соответствующие закономерности в развитии данной сферы с учётом её гибкости, адаптивности и функциональности. Определены базовые механизмы реализации гражданского контроля за выборами и перспективы дальнейшей институционализации с учётом как актуальных вызовов, так и запросов субъектов избирательного процесса.

Теоретическая и / или практическая значимость. Представленные результаты вносят вклад в развитие теории и практики организации выборов и могут быть использованы при совершенствовании законодательства в сфере общественного контроля, в учебном процессе при подготовке специалистов соответствующего профиля, а также в практической деятельности общественных палат, наблюдателей и электоральных экспертов.

102
Аннотация

Цель. Реконструировать психологическую концепцию права Л. И. Петражицкого, выявить её сущность и роль в политико-правовой мысли и общественно-политической жизни России рубежа XIX–XX вв.

Процедура и методы. Для достижения указанной цели в работе применён широкий спектр общенаучных методов и политологических подходов: диалектический, описательный, аксиологический, структурно-функциональный, анализа и синтеза.

Результаты. По итогам исследования сделан вывод, что Л. И. Петражицкий предложил оригинальную психологическую концепцию права, не вписывающуюся ни в одно из направлений политико-правовой мысли. Будучи сторонником идеи двойственной природы права (субъективного и объективного), он поставил в основу позитивного права право «интуитивное», введя тем самым в теорию права отдельный класс правовых эмоций (импульсий), основанных на внутренней мотивации человека.

Теоретическая и / или практическая значимость. Выявлен эвристический и теоретико-методологический потенциал психологической теории права Л. И. Петражицкого в части реактуализации проблемных сфер политико-правовой мысли России в конце XIX – начале XX вв.

70
Аннотация

Цель. Проанализировать влияние такого фактора, как замыкание ядерного топливного цикла, на обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации в условиях санкционных ограничений.

Процедура и методы. В статье приведён анализ взглядов российских и зарубежных исследователей на дальнейшие перспективы развития атомной энергетики в России и в мире в целом, а также обобщена информация о реализации проекта «Прорыв», находящаяся в открытом доступе.

Результаты. Полученные результаты исследования показали, что промышленное применение замкнутого ядерного топливного цикла позволит обеспечить высокий уровень энергетической безопасности Российской Федерации, а также увеличит экспортный потенциал атомной отрасли российского топливно-энергетического комплекса.

Теоретическая и практическая значимость. Проведённое исследование обобщает современный материал по исследуемой теме, позволяя проводить дальнейшее изучение вопроса влияния замыкания ядерного топливного цикла на развитие межгосударственного сотрудничества России со странами-партнёрами. Сформулированы также предложения по реализации мер, направленных на дальнейшее укрепление российской атомной энергетики.

53
Аннотация

Цель. Исследовать особенности восприятия основных направлений государственной молодёжной политики в современной России различными возрастными группами провинциальной молодёжи.

Процедуры и методы. Эмпирическую базу исследования составили материалы онлайн-опросов молодёжи (2021 г. n=519; 2022 г. n=2021; 2023 г. n=852; 2024 г. n=924), а также материалы ежегодных фокус-групп с представителями различных возрастных групп молодого поколения.

Результаты. Проведённый анализ позволил выявить тенденцию повышения уровня поддержки государственной молодёжной политики со стороны «цифрового» поколения в современной России. Тем не менее около трети респондентов показали высокую степень неудовлетворённости результатами деятельности государства не только в отношении молодёжи, но и в других важнейших сферах общественной жизни в РФ.

Теоретическая и практическая значимость. Обосновано, что повышение уровня доверия российской молодёжи к государству и основным направлениям его политики возможно в случае комплексного сочетания усилий не только в процессе воспитательной работы с подрастающим поколением, но и в рамках совершенствования всех сфер политического и социально-экономического устройства РФ. В этом случае будут минимизированы риски возникновения противоречий между патриотическим содержанием и направленностью деятельности государственных и общественных организаций в качестве субъектов политической социализации российской молодёжи и тем негативом о российской действительности, который представители молодого поколения воспринимают из различных информационных источников.

75
Аннотация

Цель. Определение причин и сущности происходящего в настоящее время крайнего обострения цивилизационного противоборства Запада и России и подготовки Запада к войне с Россией.

Процедура и методы. Основное содержание исследования составляет анализ процесса перехода цивилизационного противоборства Запада и России в его крайнюю форму и подготовки стран Запада к войне с Россией. Применяются системный, компаративный и феноменологический методы исследования.

Результаты. Проведённое исследование позволило установить, что завоевание России необходимо западной геоцивилизации для того, чтобы сокрушить своего основного врага, социалистический Китай, воспользовавшись ресурсами и территорией России, имеющей общую границу с КНР, и всемерно затормозить геоцивилизационный переход от доминирования западной цивилизации к незападной.

Теоретическая и практическая значимость. Определённый вклад в теорию политических систем вносят установление причин процесса подготовки стран Запада к войне с Россией, а также рассмотрение основных форм проявления данного феномена.

39
Аннотация

Цель. В статье определяются особенности Специальной военной операции, проводимой Вооружёнными Силами Российской Федерации на Украине, в контексте глобального противостояния России и коллективного Запада.

Процедура и методы. В статье осуществлён анализ действий, предпринимаемых странами Западной Европы и США ради нанесения российской стороне максимального ущерба. Данные рассмотрены через призму ведения гибридной войны Запада против России.

Результаты. Установлено, что противостояние России и Запада приобрело форму гибридной войны нового типа, развязанной странами коллективного Запада против России с целью нанести ей стратегическое поражение. Исследовано увязывание массированной и разноплановой поддержки киевского режима с беспрецедентными в мировой истории торгово-экономическими антироссийскими санкциями. Показано, что странами коллективного Запада и их сателлитами против России осуществляется тотальная информационная кампания, не имеющая аналогов в мировой истории. Отмечается, что на территориях, контролируемых киевским режимом, ведётся военно-биологическая деятельность под контролем американских спецслужб, которая может быть использована в актах биотерроризма. Для давления на российские власти задействуются международные организации. Фиксируются систематические попытки создать дипломатическую изоляцию России и её политического руководства. Делается вывод, что в отношении России применяются взаимоувязанные меры некинетического и кинетического воздействия, направленные на подрыв её национальной безопасности.

Теоретическая и / или практическая значимость. Определено, что для недопущения реализации планов коллективного Запада в отношении России необходимы комплексные меры противодействия.

14
Аннотация

Цель. Рассмотреть государственную символику как инструмент исторической политики. Для реализации данной цели – проанализировать правовые и идеологические аспекты функционирования официальных символов государства, определить их влияние на формирование национальной идентичности и исторического сознания.

Процедуры и методы. Методология исследования базируется на применении междисциплинарного подхода: сочетании сравнительно-правового, семиотического и историко-генетического методов анализа с институциональным и дискурс-аналитическим методами исследования.

Результаты. В статье рассмотрено юридическое закрепление символики, её интерпретация в контексте государственной исторической наррации, выделены модели символической политики в различных странах. Сделан вывод о необходимости развития гибких форм символической репрезентации, способных учитывать сложность коллективной памяти без насильственного упрощения исторического опыта. Рассмотрен и критически оценён украинский опыт декоммунизации как пример радикального пересмотра символического наследия.

Теоретическая и / или практическая значимость. Материал может быть полезен исследователям постсоветских стран, рассматривающих историческую политику в контексте формирования национальной идентичности.

ПСИХОЛОГИЯ (Специальности 5.3.4 и 5.3.5)

120
Аннотация

Цель. Валидизация и адаптация двух шкал В. Чотпитайасунонда (V. Chotpitayasunondh) и К. Дугласа (K. Douglas) психодиагностики особенностей поведения фаббинга в коммуникации (в роли фаббера и в роли фабби) на русскоязычной выборке.

Процедура и методы. В статье описана процедура валидизации методик «Общая шкала поведения фаббинга» (GSP) и «Общая шкала воспринимаемого фаббинга» (GSBP), предложенных в 2018 г. вышеупомянутыми авторами для изучения поведения активного фаббинга (фаббера) и партнёра по коммуникации, в чью сторону направлен фаббинг (фабби). Проводились подсчёт альфа Кронбаха для каждой подшкалы, корреляционный и факторный анализ для подтверждения конструктной и конвергентной валидности шкал, а также их надёжности.

Результаты. Отмечаются высокая внутренняя согласованность шкал, конструктная и конвергентная валидность, а также надёжность обеих шкал. Обе шкалы обладают хорошими психометрическими характеристиками и позволяют изучить особенности поведения людей в роли фаббера и фабби. Поведение активного фаббинга описывается четырьмя переменными (номофобия, межличностный конфликт, самоизоляция, подтверждение проблемы), а воспринимаемого фаббинга – тремя (воспринимаемые нормы, чувство игнорирования, межличностный конфликт). Коэффициенты надёжности повторного тестирования варьировались от 0,69 до 0,83 для обеих форм. 

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования расширяют представление о феномене фаббинга, определяют особенности поведения фабберов и фабби, а также позволяют использовать адаптированные на русскоязычной выборке шкалы, способные дифференцировать поведение активного фаббинга в процессе общения, а также определять последствия фаббинга, которые приходится прочувствовать на собственном опыте партнёру по коммуникации.

6
Аннотация

Цель. Изучение представлений женщин различных поколенческих циклов о репродуктивном контроле в форме принуждения к беременности.

Процедура и методы. Эмпирическое исследование проводилось методом онлайн-анкетирования с последующим качественно-содержательным анализом его результатов.

Результаты. Установлено, что представления женщин различных поколенческих циклов о сущности репродуктивного контроля в форме принуждения к беременности, его частоте встречаемости, проявлениях, источниках, причинах и последствиях существенно различаются и отражают особенности социально-экономического развития.

Теоретическая и практическая значимость. Исследование вносит вклад в понимание необходимости трансформации современных образовательных технологий в личностно-развивающие. Результаты исследования могут быть использованы для определения оптимальных мишеней соответствующего превентивного воздействия и повышения эффективности решения актуальных вопросов демографической политики.

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ (Специальность 5.9.8)

145
Аннотация

Цель. Изучить вопрос языка философии, следовательно, рассмотреть проблему перевода текстов философской тематики (вопрос о переводимости / непереводимости).

Процедура и методы. Основной исследовательской методологией, используемой в статье, является метод системного анализа различных научных точек зрения лингвистов и философов в области изучения языка философии и вопроса его перевода; также применён метод сравнительно-сопоставительного переводческого анализа терминов и понятий.

Результаты. Установлено, что среди основных типов текста выделяется и философский, который отличается своей тематикой и включает в себя признаки как научного, так и художественного текстов. Рассмотрение основных направлений западной философии и их понимание проблемы языка выявило противоречия лингвистов / философов в вопросе переводимости философских текстов. Данная область является малоизученной, что подтверждает актуальность исследования неослабевающим вниманием лингвистов к вопросу перевода философской терминологии и понятий. Новым представляется использование в качестве иллюстративного материала текстов философских произведений на двух языках с оценкой правильности выбора методов перевода.

Теоретическая и практическая значимость. Для теории перевода значимы выявленные закономерности и трудности перевода текстов философской тематики, обусловленные спецификой понятий и их терминологическим обозначением, что продемонстрировано корпусом примеров. Практическая ценность работы заключается в возможности применения её результатов в практике преподавания ряда лингвистических дисциплин на уровне бакалавриата и магистратуры, а также при создании учебных пособий.

105
Аннотация

Цель. Установление типологических характеристик категории темпоральности в философском тексте.

Процедура и методы. В статье используются описательный метод и метод грамматического моделирования. Основным методом исследования является типологический метод, с помощью которого выявляются наиболее существенные признаки и свойства любого текста по его категориям.

Результаты. На основе проведённого грамматического анализа философского текста описана и доказана его универсальная модель по темпоральным инвариантным характеристикам и сближению философского текста с научным.

Теоретическая и практическая значимость. Основные результаты исследования обеспечивают дополнение типологии текста положениями о возможностях грамматического моделирования по темпоральным признакам философского текста, помогают на практике правильно строить текст на иностранном или родном языке при изучении теоретического курса лингвистики, интерпретации и типологии текста, а также используются в качестве алгоритма лингвистического анализа любого текста на занятиях по практике иностранного языка.

32
Аннотация

Цель. Провести лексико-семантический анализ лесотехнических терминов на русском и английском языках и описать лексико-семантические процессы, присущие данной терминосистеме.

Процедура и методы. Основное содержание исследования составляет анализ таких лексико-семантических процессов, присущих терминам «Лесное дело», как синонимия, полисемия и омонимия. В проведённом нами исследовании использована многоаспектная методология (метод сравнительно-сопоставительного анализа русскоязычных и англоязычных терминов, когнитивный анализ). Материалом для статьи послужила лесотехническая терминосистема, выявленная методом сплошной выборки из англо-русского и русско-английского лесотехнического словарей.

Результаты. По итогам исследования сделан вывод, что лесной терминосистеме присущи в полной мере лексико-семантические процессы синонимии, полисемии и омонимии, причиной которых могут служить в том числе и иноязычные заимствования, при этом когнитивные исследования помогают выявить особенности научного мировоззрения.

Теоретическая и / или практическая значимость. Расширены имеющиеся знания в терминоведении о явлениях синонимии, полисемии и омонимии в языках для специальных целей. Собранный материал может быть использован в курсах по языкознанию, терминоведению, а также по теории перевода.

8
Аннотация

Цель. Аргументированно поддержать мнение учёных о возможности и валидности применения термина «мем» в более широком спектре, рассмотрев народную (традиционную) сказку как вербально-культурную единицу (мем) сложного процесса развития повествования.

Процедура и методы. Авторами использовались описательный, исторический и сравнительный методы, метод дедукции, анализа.

Результаты. Посредством анализа истории развития сказочных текстов дана оценка одной из относительно современных теорий сказки М. Друта, К. Дистина и др., согласно которой сказка не всегда полностью аргументированно признаётся вербально-культурной единицей (вербальным мемом) как в рамках социума, так и в теории повествования в целом. На основании проведённого анализа эволюции народной сказки авторами доказана возможность рассмотрения её как мема и вербального пула культур.

Теоретическая и практическая значимость. Полученные результаты исследования существенно дополняют и расширяют современную теорию сказки, содержат новые сведения для рассмотрения ряда вопросов в рамках меметики и могут эффективно использоваться в теоретических курсах по лингвистике, психолингвистике, лингвокультурологии и интерпретации текста.

17
Аннотация

Цель. Проанализировать традиции и современное состояние лингвистики сквозь призму сравнительно-исторической и социолингвистической эволюции научных идей на примере языковой личности В. М. Алпатова.

Процедура и методы. Главным методом является лингвоперсонологический, позволяющий изучить этапы становления учёного, его профессиональные интересы и открытия, описать коммуникативные особенности языковой личности. Историко-лингвистический метод анализирует события и лица, имеющие отношение к формированию лингвистических традиций. Применяется также социолингвистический метод, исследующий экстраязыковые факторы, повлиявшие на формирование научных концепций. Биографический, психолингвистический и историко-культурный методы обосновывают аксиологические характеристики личности, раскрывают языковую картину мира учёного, дополняют её редкими фактами, обозначают константы, показывают индивидуально-авторские речеповеденческие тактики.

Результаты. Разработана и применена модель социолингвистического, коммуникативного эксперимента, содержанием которого стало выявление уникальных персональных свойств В. М. Алпатова как языковой личности. Рассмотрена его работа в академических учреждениях – Институте востоковедения и Институте языкознания. Даны характеристики именам и событиям, оказавшим влияние на формирование мировоззрения учёного. Обсуждаются его книги по истории лингвистики, посвящённые марризму и «Делу славистов», а также публикации о В. Н. Волошинове и М. М. Бахтине. Проанализирована социолингвистическая ситуация в стране: состояние малых языков, проблема экспансии, состояние русского языка. Выявлены и охарактеризованы основные закономерности становления и развития научной биографии В. М. Алпатова, включённой в общий контекст историко-культурных и социально-политических изменений в стране.

Теоретическая и/или практическая значимость. Осуществлён эвристический эксперимент, показывающий и уточняющий методы и приёмы современной лингвистики. Проведён опыт когнитивного анализа научного творчества. Актуализированы и критически переосмыслены проблемы языкознания XX в. в контексте перспективных идей лингвистики XXI в. Практическая значимость заключается в демонстрации и использовании научно-теоретического опыта В. М. Алпатова в профессиональной деятельности историков, востоковедов, лингвистов – в источниковедении, лингвокультурологии, ориенталистике, лингвистической типологии, историографии языкознания, социолингвистике, переводоведении, лингвистической прогностике. Научный диалог как жанр даёт возможность описать и систематизировать коммуникативные черты языковой личности, использовать этот опыт в практике подготовки дискуссионных материалов по актуальным проблемам гуманитарного знания. Беседы о лингвистике могут использоваться в качестве дополнительного материала в журналистской практике, в лекциях и практических занятиях по университетским курсам «Общее языкознание», «История лингвистических учений», «Введение в языкознание», «Теория коммуникации», «Социолингвистика».



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.