НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК МЕМ ИЛИ ВЕРБАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ЕДИНИЦА В ЭВОЛЮЦИИ ПОВЕСТВОВАНИЯ
https://doi.org/10.18384/2224-0209-2025-2-1586
Аннотация
Цель. Аргументированно поддержать мнение учёных о возможности и валидности применения термина «мем» в более широком спектре, рассмотрев народную (традиционную) сказку как вербально-культурную единицу (мем) сложного процесса развития повествования.
Процедура и методы. Авторами использовались описательный, исторический и сравнительный методы, метод дедукции, анализа.
Результаты. Посредством анализа истории развития сказочных текстов дана оценка одной из относительно современных теорий сказки М. Друта, К. Дистина и др., согласно которой сказка не всегда полностью аргументированно признаётся вербально-культурной единицей (вербальным мемом) как в рамках социума, так и в теории повествования в целом. На основании проведённого анализа эволюции народной сказки авторами доказана возможность рассмотрения её как мема и вербального пула культур.
Теоретическая и практическая значимость. Полученные результаты исследования существенно дополняют и расширяют современную теорию сказки, содержат новые сведения для рассмотрения ряда вопросов в рамках меметики и могут эффективно использоваться в теоретических курсах по лингвистике, психолингвистике, лингвокультурологии и интерпретации текста.
Об авторах
Светлана Анатольевна ШелудькоРоссия
аспирант кафедры теории языка, англистики и прикладной лингвистики
Ирина Олеговна Мазирка
Россия
доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры теории языка, англистики и прикладной лингвистики
Список литературы
1. Глазкова Е. А. Границы понятия «мем» // Граница: сборник научных трудов проекта NOT ONLY. NOT ONLY 2020: Теория и практика гуманитарных исследований / под ред. А. В. Глазкова, Е. А. Глазковой. М.: Филинъ, 2021. С. 31–70.
2. Мазирка И. О., Митюшина М. С. Фразеологические единицы как средство вербального выражения процессов и объектов психики личности по теории К. Г. Юнга // Успехи гуманитарных наук. 2021. №5. С. 209–217.
3. Некрасова О. А., Мазирка И. О. Эффективность психолингвистических методов в изучении языковой картины мира и языкового сознания этносов // Актуальные проблемы науки и образования в условиях современных вызовов: сборник материалов X Международной научно-практической конференции, Москва, 21 апреля 2022 г. / под ред. Л. К. Гуриевой. М.: ИРОК, Типография Алеф, 2022. С. 133–142.
4. Поляков Е. М. Меметика: наука или парадигма? // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2010. №2. С. 160–165.
5. Фомин И. В. Семиотика или меметика? К вопросу о способах интеграции социально-гуманитарного знания // Полис. Политические исследования. 2015. №3. С. 72–84.
6. Campbell J. The Hero’s Journey: Joseph Campbell on His Life and Work. 3rd ed. Novato, California: New World Library, 2003. 296 p.
7. Drout M. How Tradition Works: A Meme-Based Cultural Poetics of the Anglo-Saxon Tenth Century. Arizona: Arizona Center for Medieval and Renaissance Studies, 2006. 333 p.
8. Konner M. The Evolution of Childhood: Relationships, Emotion, Mind. Harvard: The Belknap Press of Harvard University Press, 2010. 968 p.
9. Fomin I. Towards a Biosemiotic Account of Memes as Units of Cultural Replication and Interpretation [Электронный ресурс] // Pathways to the Origin and Evolution of Meanings in the Universe / ed. A. A. Sharov, G. E. Mikhailovsky. [2024]. URL: https://www.wiley.com/en-us/Pathways+to+the+Origin+and+Evolution+of+Meanings+in+the+Universe-p-9781119865643 (дата обращения: 12.12.2024).
10. Plotkin G. D. The origins of structural operational semantics // The Journal of Logic and Algebraic Programming. 2003. No. 60-61. P. 3–15.