Preview

Российский социально-гуманитарный журнал

Расширенный поиск

СЕМАНТИЧЕСКОЕ ПОЛЕ ЦЕННОСТИ «ВЛАСТЬ»

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2020-2-1006

Аннотация

Цель. Описать разноуровневую структуру содержания ценности, состоящей из компонентов, образующих единое пространство семантического поля. Процедура и методы исследования. Автором проанализированы дефиниции из энциклопедических, лексикографических источников, контекстуальное употребление ценности власть в корпусе текстов и были выявлены семантические группы на основе разбора словарных статей ассоциативного словаря, а также пословиц методом компонентного анализа. Результаты исследования. Проведённый анализ выявил, что в научной картине мира отражается положительное или нейтральное восприятие ценности власть, а в наивной картине мира - как положительное, нейтральное, так и негативное восприятие ценности власть. Теоретическая и практическая значимость заключаются в новом подходе к структурированию семантического поля, описывающего в языке не только уровень общественного сознания, но и промежуточный и обыденный уровни сознания, а также в формировании основы для исследований в области политтехнологий и социальной психологии.

Об авторе

В. А. Ильина
Российский новый университет
Россия


Список литературы

1. Буякова Е. В. Теоретические аспекты исследования ценностей // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2016. Т. 15. URL: https://e-koncept.ru/2016/86947.htm (дата обращения: 22.10.2019).

2. Ильина В. А. Семантическое пространство ценности / антиценности в русской культуре // Жизнь языка в культуре и социуме - 6: материалы конференции. М.: Канцлер, 2017. С. 92-93.

3. Лапин Н. И. Ценности «сохранение - открытость изменениям» и сетевые инновационные институты // Общественные науки и современность. 2009. № 5. С. 37-51.

4. Ласточкина М. А. Нравственные ценности современной молодежи (региональное исследование) [Электронный ресурс] // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 8 (36). URL: http://human.snauka.ru/2014/08/7535 (дата обращения: 26.03.2019).

5. Магун В. С., Руднев М. Г. Дифференциация европейского населения по приверженности ценностям традиции/рациональности и выживания/самовыражения // XIII Международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества: в 4 кн. / под ред. Е. Г. Ясина. Кн. 2. М.: Издательский дом НИУ ВШЭ, 2012. С. 527-540.

6. Магун В. С., Руднев М. Г. Жизненные ценности российского населения: сходства и отличия в сравнении с другими европейскими странами // Вестник общественного мнения. Данные. Анализ. Дискуссии. 2008. № 1 (93). С. 33-58.

7. Свертков И. А. Политическая социализация молодежи в условиях трансформации России (конец XX - начало XXI века): дис. … канд. полит. наук. Воронеж, 2010. 158 с.

8. Тарасов Е. Ф. Проблема анализа содержания общечеловеческих ценностей // Вопросы психолингвистики. 2012. № 1 (15). С. 8-17.

9. Kornienko A., Syryamkina E. Justice as an Indicator of Well-being in Modern Society Procedia [Электронный ресурс] // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2015. Vol. 166. URL: https://www.sciencedirect.com/journal/procedia-social-and-behavioral-sciences/vol/166/suppl/C (дата обращения: 07.01.2015).

10. Ivankina L., Berestneva O., Shelekhov I. View of Young People of the Modern Russian Society on Predominant Values of Partnership in Marriage (on the Basis of Survey) [Электронный ресурс] // Procedia - Social and Behavioral Sciences. 2014. Vol. 166. URL: https://www.sciencedirect.com/journal/procedia-social-and-behavioral-sciences/vol/166/suppl/C (дата обращения: 07.01.2015).

11. Trethewey E., Jackson M. Values and cognitive mechanisms: Comparing the predictive factors of Australian meat intake [Электронный ресурс] // Appetite. 2019. Vol. 142. URL: https://doi.org/10.1016/j.appet.2019.104386 (дата обращения: 01.11.2019).


Рецензия

Просмотров: 301


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-0209 (Online)