Preview

Российский социально-гуманитарный журнал

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ «ИСТОРИК» В ДНЕВНИКОВОМ ДИСКУРСЕ Л. Н. ТОЛСТОГО И ДЖ. ФАУЛЗА В СОПОСТАВИТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2021-1-1050

Аннотация

Цель. Установить лингвистические особенности, характерные для интертекстуальных вкраплений дневникового дискурса, тематически объединённых обращением к истории и восприятием исторических событий языковой личностью, и способность этого рода интертекстуальных вкраплений передавать эмоции. Процедура и методы. Использованы несколько взаимозависимых методов исследования: контекстуальный, лексико-стилистический, дискурсивный, лингвокультурологический, статистический. Анализ показал наличие повышенной эмотивной включённости авторов в происходящие вокруг них перемены, о чём свидетельствуют расширенный ряд средств экспрессии и их конвергенция. Результаты. Выявлено, что социальная роль «историк» имеет особый инструмент выдвижения в потоке речи («они-коммуникация») и особый способ использования самих интертестуальных отсылок как средств выразительности. Теоретическая и практическая значимость связаны с расширением взглядов на природу интертекста и его эмотивного модуса, а также с возможностью применения предлагаемого подхода на занятиях по аналитическому чтению, теории дискурса и интерпретации текста.

Об авторе

Е. Ю. Пугачева
Московский государственный областной университет
Россия


Список литературы

1. Борисов Н. В. История России с древнейших времен до конца XVIII века: учебник для бакалавриата по направлению «История» / отв. ред. Б. Н. Флоря. 2-е изд., испр. и доп. М.: Московский университет, 2019. 544 с.

2. Босова Л. М. Речевой портрет женщины-политика // Актуальные проблемы современного языкового образования в вузе: вопросы теории языка и методики обучения: программа 7-й международной научно-практической конференции и тезисы докладов. Коломна: ГСГУ, 2019. С. 36-37.

3. Жирова И. Г. Межкультурный творческий диалог между М. Ю. Лермонтовым и Дж. Г. Байроном // Актуальные проблемы современного языкового образования в вузе: вопросы теории языка и методики обучения: программа 7-й международной научно-практической конференции и тезисы докладов. Коломна: ГСГУ, 2019. С. 59-60.

4. Игнатов К. Ю. Интертекстуальные отсылки в лингвопоэтическом анализе стихотворения // Актуальные проблемы современного языкового образования в вузе: вопросы теории языка и методики обучения: программа 7-й международной научно-практической конференции и тезисы докладов. Коломна: ГСГУ, 2019. С. 62-63.

5. Интертекстуальность и фигуры интертекста в дискурсах разных типов: коллективная монография / науч. ред. Т. Н. Колокольцева, В. П. Москвин. М.: Флинта: Наука, 2014. 352 с.

6. Матвеева Т. В. Тональность (субъективная модальность, текстовая модальность, текстовая экспрессивность) // Стилистический энциклопедический словарь русского языка / гл. ред. М. Н. Кожина. 2-е изд., испр. и доп. М.: Флинта: Наука, 2006. С. 549-552.

7. Пугачева Е. Ю. Практикум по аналитическому чтению. М.: Перо, 2019. 176 с.

8. Холл К. С., Гарнер Л. Теория личности / пер. с англ. И. Б. Гриншпун. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. 592 с. (Мир психологии).


Рецензия

Просмотров: 248


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-0209 (Online)