Preview

Вестник Московского государственного областного университета

Расширенный поиск

МОДЕЛИ РЕШЕНИЯ СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2021-1-1062

Полный текст:

Аннотация

Цель. Описание моделей разрешения сложных ситуаций в педагогическом взаимодействии. Процедура и методы. В статье рассматриваются вопросы, входящие в круг явлений, обозначаемых как «потенциал личностного развития» и «ситуация». Основным методом исследования являются рефлексия сложных педагогических ситуаций и разработка моделей их решения. Рассмотрены вопросы, связанные с наличием сложных, проблемных, конфликтных ситуаций в педагогической деятельности, обсуждается опыт их разрешения с позиции участника и организатора образовательного процесса. Результаты. Отмечается, что в условиях нарастания социальных рисков в образовательной среде, связанных с изменением социальной ситуации развития для её участников, необходим поиск ресурсов для поддержания благополучия. Одним из таких ресурсов могут стать способы развития ситуативной рефлексии. Понятие «ситуации» применительно к образовательной сфере анализируется с позиций подходов Л. С. Выготского к развитию личности. В определении феномена рефлексии у авторов статьи наряду с существующими подходами значительный интерес вызывают разработки изучения психологических механизмов рефлексивных возможностей личности В. Е. Клочко. В статье показано, что для полноценного развития рефлексии необходима интеграция личностного, когнитивного, мотивационного и деятельностного подходов. Для изучения разрешения сложных ситуаций представлены модели с учётом их ключевой идеи (личностный, когнитивный и деятельностный подходы). Отдельное внимание уделено описанию когнитивных и поведенческих моделей разрешения сложных ситуаций. Теоретическая и/или практическая значимость. Все рассматриваемые в статье модели разрешения сложных ситуаций представлены в психологии управления и могут быть использованы в образовательной сфере при подготовке управленческих кадров. Возможно также применение данных моделей в работе с педагогами при условии доработки с учётом специфики образовательной деятельности. В настоящей работе признаётся, что подходящей таким требованиям является модель повышения социальной компетентности педагога.

Об авторах

Т. П. Скрипкина
Российский государственный гуманитарный университет
Россия


Э. Л. Ванданова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия


С. С. Бакшиханова
Бурятский государственный университет имени Доржи Банзарова
Россия


Список литературы

1. Авилов А. В. Рефлексивное управление: методологические основания. М.: Государственный университет управления, 2003. 174 с.

2. Асмолов А. Г. Психология личности. М.: Смысл, 2019. 376 с.

3. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. М.: Эксмо, 2000. 160 с.

4. Выготский Л. С. История развития высших психических функций. М.: Юрайт, 2020. 336 с.

5. Головей Л. А. Психологическая зрелость личности. СПб.: Скифия-принт, 2014. 240 с.

6. Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии [Электронный ресурс]. URL: https://www.psyoffice.ru/3793-zinchenko-v.p.-morgunov-e.b.-chelovek.html (дата обращения: 20.02.2021).

7. Клочко В. Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Томский государственный университет, 2005. 174 с.

8. Краснорядцева О. М. Чувствительность к проблемам как характеристика инновационного потенциала личности // Сибирский психологический журнал. 2009. № 3. С. 13-19.

9. Равен Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие, реализация [Электронный ресурс]. URL: https://ru.bookmate.com/reader/NPCplgY7?resource=book (дата обращения: 20.02.2021).

10. Рефлексия в инновационной практике школы: монография / под ред. И. Ю. Шустовой. М.: НОУ Центр «Педагогический поиск», 2015. 152 с.

11. Степанов С. Ю., Семёнов И. Н. Психология рефлексии: проблемы и исследования // Вопросы психологии. 1985. № 3. С. 31-40.

12. Социальная компетентность классного руководителя: режиссура совместных действий / под ред. А. Г. Асмолова, Г. У. Солдатовой. М., 2006. 321 с.

13. Хинш Р., Виттманн С. Уверенность в себе: практическое руководство по тренингу / пер. с нем. Харьков: Гуманитарный Центр, 2017. 184 с.

14. Щедровицкий Г. П. Рефлексия: избранные труды. М.: Школа культурной политики, 1995. 800 с.

15. Grant A. M. Rethinking psychological mindedness: Metacognition, self-reflection, and insight // Behaviour Change. 2001. № 18 (1). Р. 8-17.

16. Barlett L. Teacher development through reflective teaching // Second language teacher education / ed. J. C. Richards, D. Nunan. Cambridge: Cambridge University Press, 1990. P. 202-214.

17. Giovanelli M. Relationship between reflective disposition toward teaching and effective teaching // The Journal of Educational Research. 2003. № 96 (5). Р. 293-309.

18. Loughran J. J. Effective reflective practice: In search of meaning in learning about teaching // Journal of teacher education. 2002. № 53 (1). Р. 33-43.

19. Mertler C. A. Action research: Teachers as researchers in the classroom. 2nd ed. Thousand Oaks, CA: Sage Publications, 2009. 265 p.

20. Neville G. Making the most of your textbook. Harlow, UK: Longman, 1991. 128 p.

21. Núñez A., Ramos B., Téllez M. F. Reflexión en el contexto educativo: hacia la toma de decisiones en el aula // Apuntes Contables. 2006. № 11. Р. 111-115.


Рецензия

Для цитирования:


Скрипкина Т.П., Ванданова Э.Л., Бакшиханова С.С. МОДЕЛИ РЕШЕНИЯ СЛОЖНЫХ СИТУАЦИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Вестник Московского государственного областного университета. 2021;(1):163-177. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2021-1-1062

For citation:


Skripkina T.P., Vandanova E.L., Bakshikhanova S.S. MODELS OF SOLVING COMPLEX SITUATIONS IN PEDAGOGICAL ACTIVITIES. Bulletin of Moscow Region State University. 2021;(1):163-177. (In Russ.) https://doi.org/10.18384/2224-0209-2021-1-1062

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-0209 (Online)