Preview

Российский социально-гуманитарный журнал

Расширенный поиск

ЗАКОН, СПРАВЕДЛИВОСТЬ И ПРАВО В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ (ОТ АНТИЧНОСТИ ДО НОВОГО ВРЕМЕНИ)

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2013-4-681

Аннотация

В статье рассматривается эволюция понятий «закон», «справедливость» и «право» в европейской правовой мысли. Различение ius и lex связано с особенностями развития римского права. Аристотель трактует право как результат применения закона. Аналогичное значение, помимо иных, имело понятие ius и в римском праве. Закон при таком понимании оказывается первичным понятием. Выявлено, что справедливость связывалась с законностью и сводилась к соблюдению принципа равенства. Выделение специального значения ius - справедливое по природе - связано со стремлением римских правоведов обосновать его объективный характер. Фома Аквинский соединил учение Аристотеля о правосудности с учением о праве (ius) Цицерона и римских юристов. В Новое время сведение понятия «право» к справедливости теряет свою актуальность, право однозначно сводится к свободе.

Об авторе

Л. В. Батиев

Россия


Список литературы

1. Аристотель. Большая этика // Аристотель. Сочинения в 4-х т. - Т. 4. - М.: Мысль, 1983.- 830 с.

2. Аристотель. Евдемова этика. / Перевод ТВ. Васильевой, ТА. Миллер, М.А. Солоповой. - М.: Наука, 2005. - 448 с.

3. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения в 4-х т. - Т - М.: Мысль, 1983. - С. 53-293.

4. Бартошек Милан. Римское право: Понятия, термины, определения. -М.: Юридическая литература, 1989. - 448 с.

5. Батиев Л.В. Современные поиски «интегративной» теории права и античный опыт определения права // Вестник Московского государственного областного университета. - 2011. - № 3. - С. 14-19.

6. Батиев Л.В. К вопросу об исторических основаниях концепции верховенства права. Полемические заметки // Вопросы правоведения. 2013. - № 2. - С. 62-80.

7. Брагинская Н.В. Никомахова этика. Примечания // Аристотель. Сочинения в 4 т. - Т 4. М.: Мысль. 1983. - С. 687 - 752.

8. Вернан Ж-П. Происхождение древнегреческой мысли. - М.: Прогресс, 1988. - 224 с.

9. Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Гоббс Т Сочинения в 2 т. - Т 2. - М.: Мысль, 1991. - С. 3-545.

10. Гоббс Т. Основы философии. Часть третья. О гражданине // Гоббс Т. Сочинения в 2 т. - Т 1. - М.: «Мысль», 1991. - С. 270-506.

11. Гроций Г. О праве войны и мира. М.: «Ладомир», 1994. 868 с.

12. Дигесты Юстиниана. - Т. 1. - М.: Статут, 2002. - 584 с.

13. Дыдынский Ф. Латинско-русский словарь к источникам римского права. - 2-е изд. - Варшава, 1896. - 372 с.

14. Грациан Иоанн. Согласование несогласных канонов // Антология мировой правовой мысли. В 5 т. Т. II. Европа: V - XVII вв. - М.: Мысль, 1999. - С. 240-274.

15. Исидор «Этимологии» или «Начала» // Антология мировой правовой мысли. - Том 2. - М.: Мысль, 1999. - С. 208-216.

16. Катков В.Д. Наука и философия права? - Берлин, 1901. - 814 с.

17. Кечекьян С.Ф. Этическое миросозерцание Спинозы. - М., 1914. - 354 с.

18. Кофанов Л.Л. Понятия lex и ius в римском архаическом праве [Электронный ресурс]. - URL http://krotov.info/acts/06/2/corp_yust_04.htm (дата обращения: 20.11.2013).

19. Ксенофонт Воспоминания о Сократе. - М.: Наука, 1993. - 380 с.

20. Локк Дж. Два трактата о правлении // Локк Дж. Сочинения: в 3 т. - Т 3. - М.: «Мысль», 1988. - С. 135-405.

21. Локк Дж. Опыт о законе природы // Локк Дж. Сочинения: в 3 т. - Т 3. -М.: «Мысль», 1988. - С. 3 - 53.

22. Луковская Д.И. У истоков правовой мысли в Древней Греции // Правоведение. - 1977. - № 1. - С. 75-84.

23. Макинтайр А. После добродетели: Исследование теории морали. - М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2000. - 384 с.

24. Минос // Платон. Собрание сочинений в 4 т. - Т. 4. - М.: Мысль, 1994. - С. 581-592.

25. Редкин П.Г. Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще: в 7 т. - Т 1.- СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1889. - 454 с.

26. Редкин П.Г. Из лекций по истории философии права в связи с историей философии вообще: в 7 т. - Т 6. - СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1891. - 498 с.

27. Суарес Ф. О законе и Господе-законодателе // Антология мировой правовой мысли: в 5 т. - Т II. Европа: V - XVII вв. - М.: Мысль, 1999. - С. 816-819.

28. Трубецкой Е. Рец. на кн. Кечекьян С.Ф. Этическое миросозерцание Спинозы // Вопросы философии и психологии. Кн. 121. - С. 147-164.

29. Трубецкой Е.Н. История философии права (древняя) // Е.Н. Трубецкой Е.Н. Труды по философии права. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. - 398 с.

30. Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть II-I. Вопросы 49 - 89. - Киев: Ника-Центр, 2008. - 536 с.

31. Фома Аквинский. Сумма теологии. Часть II-I. Вопросы 90 - 114. - Киев: Ника-Центр, 2010. - 432 с.

32. Цицерон О законах // Цицерон. Диалоги: О государстве. О законах. -М.: Изд. Центр «Ладомир»-«Наука», 1994. - С. 89-150.

33. Цицерон Об обязанностях // Мыслители Рима. Наедине с собой: Сочинения. - М.: ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс; Харьков: Изд-во «Фолио», 1998. - С. 255-378.

34. Sanoti Thomae de Aquino Summa Theologiae seounda pars seoundae partis a quaestione LXI ad LXXVIII [Электронный ресурс]. - URL: http://www corpusthomisticum.org/sth3061.html (дата обращения: 20.11.2013).


Рецензия

Просмотров: 424


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-0209 (Online)