Preview

Российский социально-гуманитарный журнал

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ МАТЕРЕЙ, СТРЕМЯЩИХСЯ К ФОРСИРОВАНИЮ РАЗВИТИЯ РЕБЁНКА-ДОШКОЛЬНИКА

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2013-4-661

Аннотация

В статье представлены результаты эмпирического исследования мотивационной сферы матерей дошкольников, стремящихся к форсированию развития ребёнка. Под форсированием развития понимается стремление родителя ускорить развитие ребёнка за счёт более раннего его перехода на последующую возрастную стадию развития (то есть приобретения ребёнком знаний, умений, навыков и личностных качеств, более свойственных детям старшего возраста). Показано, что лидирующие позиции в мотивационной сфере всех исследуемых женщин занимают мотивы достижения счастья ребёнка. Но матери, форсирующие развитие детей, при воспитании руководствуются также и инструментальными мотивами материнства, в отличие от матерей из контрольной группы, для которых более важным является стремление к собственному благополучию. Делается вывод о том, что стремление матери к форсированию развития ребёнка связано с инструментальными мотивами материнства.

Об авторе

Ю. А. Старостина

Россия


Список литературы

1. Богоявленская М.Е. Размышления о реформе дошкольного образования // Психологическая наука и образование. - 2005. - № 2. - С. 70-75.

2. Доман Г., Доман Д., Эйзен С. Как развить интеллект ребенка. - М.: АСТ, 2000. - 320 с.

3. Захарова Е.И. Особенности мотивационной сферы матерей с детьми младенческого, раннего и дошкольного возраста // Вестник Московского университета. - Серия «Психология». - 2011. - № 2. - С. 97-110.

4. Ибука М. После трёх уже поздно. - М.: Альпина нон-фикшн, 2011. - 126 с.

5. Никитин Б.П. Интеллектуальные игры. - М.: Световид, 2009. - 216 с.

6. Смирнова Е.О., Гударева О.В. Игра и произвольность у современных дошкольников // Вопросы психологии. - 2004. - № 1. - С. 91-103.

7. Спиваковская А.С. Как быть родителями. - М.: Педагогика, 1986. - 160 с.

8. Старостина Ю.А. Материнские представления о развитии ребенка как основа стремления к его форсированию // Вестник Московского государственного областного университета. - Серия «Психологические науки». - 2012. - № 4. - С. 40-43.

9. Старостина Ю.А. Форсирование ребенка дошкольного возраста // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. - 2012. - № 3. - С. 204-207.

10. Ступак А.В. Особенности мотивационной сферы матерей в связи с возрастом ребенка // Актуальные проблемы психологии развития: возрастной, образовательный и семейный аспекты. К 40-летию кафедры возрастной психологии. - М.: МГУ имени М.В.Ломоносова, 2012. - С. 105-112.

11. Трифонова Е.В. Проблема самодеятельной игры в контексте основных идей А.В. Запорожца // Культурно-историческая психология. - 2006. - № 1. -С. 44-82.

12. Тюленев П.В. Как ускорить интеллектуальное развитие ребенка? - М., 1995. - 156 с.

13. Эльконин Д.Б. Психология игры. - Издание второе. - М.: Гуманитарное издательство центр ВЛАДОС, 1999. - 360 с.

14. Юркевич В.С. Круглый стол по проблемам раннего развития детей // Вопросы психологии. - 2002. - № 6. - С. 146-149.


Рецензия

Просмотров: 185


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-0209 (Online)