TEACHING PHYSICS: PIAGETS PHENOMENA OF SECONDARY SCHOOL STUDENTS AND THEIR PEDAGOGICAL CORRECTION
https://doi.org/10.18384/2224-0209-2012-4-556
Abstract
cognitive development, as well as to the research of the effective ways for developmental
teaching Physics. 274 students of 5th to 10th grade participated in the experiments. The
results obtained show that the majority of schoolchildren lack both space-time perceptions
development and logical thinking structures, demonstrating Piagets phenomena which is
characteristic for preschool children and primary school pupils. The study presents the descriptions
of pedagogical methods intended for developing childrens cognitive structures
and creating the conditions for a successful transition to formal thinking.
References
1. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. - М.: Просвещение, 1969.
2. Венгер Л.А. Психологические основы диагностики умственного развития дошкольни- ков // Диагностика умственного развития дошкольников; под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. - М.: Педагогика, 1978. - С. 7-31.
3. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред.И.С. Якиманской. - М.: Педагогика, 1989.
4. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1934.
5. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мыш- ления // Послесловие к кн.: Флейвелл Д.X. Генетическая психология Жана Пиаже. - М., 1967. - С. 596-621.
6. Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. - М.: МЦНМО, МИОО, 2006. - 240 с.
7. Каплунович И.Я.. Психологические закономерности развития пространственного мышления // Вопросы психологии. 1999. - № 1. - С. 60-68.
8. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 191 с.
9. Ошемкова С.А. Генетический подход к обучению пропедевтическому интегрирован- ному курсу «Математика и механика» // Проблемы контроля и оценки качества обра- зования по физике. Общеобразовательные учреждения, педагогический вуз. Доклады научно-практической конференции. - М.: МГОУ, 2008. - С. 104-107.
10. Ошемкова С.А. Изучение логического мышления школьников 5-7 классов // Методы аналогии и моделирования курса физики. Общеобразовательные учреждения, педа- гогические вузы. Доклады научно-практической конференции. - М.: МГОУ, 2011. - С. 90-102.
11. Ошемкова С.А. Механическое движение. Учебное пособие для учащихся V-VI клас- сов. - М.: МГОУ, 2011. - 46 с.: ил.
12. Ошемкова С.А. Представления о времени и пространстве и феномены Пиаже у школь- ников // Научные и методические проблемы точных и естественных наук: сборник научных трудов. - М.: Изд-во МГОУ, 2011. - С. 127-136.
13. Пиаже Ж. (совместно с А. Шеминской). Генезис числа у ребенка // Избранные пси- хологические труды. - М.: Просвещение, 1969. - С. 233-565.
14. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия // Вопр. психол. 1964. - № 6. - С. 121-126.
15. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. - М.: «Про- свещение», 1969. - С. 55-231.
16. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 416 с.
17. Подгорецкая Н.А. Изучение приемов логического мышления у взрослых. - М.: Изд- во Моск. ун-та, 1980. - 150 с.
18. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1977. - 272 с.
19. Поддьяков Н.Н. Формирование у дошкольников способности наглядно представлять перемещения предметов в пространстве // Сенсорное воспитание дошкольников; подред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - С. 163-185.
20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
21. Сахаров Л.С. О методах исследования понятий // Психология, 1930. - Т. III. - Вып. I.
22. Чуприкова Н.И. Умственное развитие: Принцип дифференциации. - СПб.: Питер, 2007. - 448 с.
23. Шемякин Ф.Н. Ориентация в пространстве // Психологическая наука в СССР. М., 1959. Т. 1. С. 140-142.
24. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. - М.: Педаго- гика, 1980. - 240 с.
25. Annett M. The classifi cation of instances of four common class concepts by children and adults // Brit. J. Educ. Psychol., 1959. - V. 29.
26. Garner W.R. Selective attention to attributes and to stimuli // Journ. of Experim. Psychol.: General. 1978. - V. 107. - № 3. Р. 287-308.
27. Minsky M. The structure for knowledge representation // Winston P.H. (ed.) The psychology of computer vision. - N.Y., 1975. - P. 249-338.
28. Wasson P.C. Regression on reasoning? - Brit. J. Psych., 1969, - V. 60.