Preview

Российский социально-гуманитарный журнал

Расширенный поиск

УКРАИНА И «НЕИЗБЕЖНОЕ» ВТОРЖЕНИЕ РОССИИ: НОВЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ КАК ОРУДИЯ ПРОПАГАНДЫ И МАНИПУЛЯЦИЙ

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2022-2-382

Полный текст:

Аннотация

Цель. Обозначить типы пропаганды, используемые основными западными средствами массовой информации до начала Специальной военной операции России, начатой 24 февраля 2022 г.
Процедура и методы. Автор использовал научные источники, посвящённые применению пропаганды, а также подходы средств массовой информации к освещению вооружённых конфликтов. Был проведён критический анализ материалов по данной теме из средств массовой информации за период с ноября 2021 г. по февраль 2022 г. Его результаты позволили выявить идеализированную иерархию в международных отношениях, которую основные западные средства массовой информации используют в своих сообщениях.
Результаты. Результаты данного индикативного исследования показывают, что основные западные средства массовой информации вовлечены в текущие глобальные геополитические трансформационные процессы (переход от однополярности к многополярности), а также указывается, что проамериканские западные державы предпринимают попытки противодействовать подъёму государств, бросивших вызов этой системе, с целью уменьшения их влияния; и таким образом сохранить гегемонию США.
Теоретическая и/или практическая значимость. Применяя пропагандистские методы в сфере международных отношений, новые средства массовой информации играют ключевую роль в попытках манипулирования умами разных слоев общества. И, скорее всего, в будущем эта тенденция будет усиливаться. Основной причиной этого является усиление геополитической напряжённости, результатом которого являются изменения в глобальном миропорядке. В данной статье украинский «кризис» 2020-21 гг. и нарратив западных средств массовой информации о «неизбежном» вторжении России будут использованы в качестве иллюстрации того, как формулируются пропагандистские высказывания для создания эффекта противодействия Российскому влиянию и интересам.

Об авторе

Г. Саймонс

Швеция

независимый исследователь (Швеция)



Список литературы

1. Boyd-Barrett O. Western mainstream media and the Ukraine crisis: A study in conflict propaganda. New York: Routledge, 2017. 209 p.

2. Cooley A., Nexon D. Exit from hegemony: The unravelling of the American global order. New York: Oxford University Press, 2020. 280 p.

3. Eskjaer M. F., Hjarvard S., Mortensen M. The dynamics of mediatized conflicts. New York: Peter Lang, 2015. 221 p.

4. Jowett G. S., O’Donnell V. Propaganda and persuasion: New and classic essays. Thousand Oaks: Sage, 2006. 287 p.

5. Lasswell H. D. Propaganda technique in World War 1. Cambridge: MIT Press Classic, 1971. 233 p.

6. MacLeod A. Propaganda in the information age: Still manufacturing consent. Abington: Routledge, 2019. 171 p.

7. Motion J., Heath R. L., Leitch S. Social media and public relations: Fake friends and powerful publics. New York: Routledge, 2016. 224 p.

8. Paul C. Information operations doctrine and practice: A reference handbook. Westport, CT: Praeger Security International, 2008. 175 p.

9. Rochester J. M. The new warfare: Re-thinking rules for an unruly world. New York: Routledge, 2016. 159 p.

10. Sakwa R. Frontline Ukraine: Crisis in the borderlands. London: I. B. Tauris, 2016. 347 p.

11. Snow N. Information war: American propaganda, free speech and opinion control since 9-11. New York: Seven Stories Press, 2003. 173 p.

12. Trere E. Hybrid media activism: Ecologies, imaginaries, algorithms. New York: Routledge, 2019. 222 p.

13. Zollmann F. Media, propaganda and the politics of intervention. New York: Peter Lang, 2017. 276 p.


Рецензия

Просмотров: 594


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.