Preview

Российский социально-гуманитарный журнал

Расширенный поиск

К ВОПРОСУ О ТЕОРИИ СЛЕДОВАНИЯ: ВОЗМОЖНО ЛИ ЛИДЕРСТВО БЕЗ ПОСЛЕДОВАТЕЛЕЙ?

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2018-3-911

Аннотация

Статья посвящена проблеме следования в лидерстве. На основе анализа зарубежной литературы формулируется понятие следования и его роль в развитии лидерства. Подчёркивается, что в настоящее время происходит переосмысление роли последователей в лидерском процессе. Следование рассматривается как необходимый компонент лидерства. Следование определяется как свойства, поведение и процессы, реализуемые индивидом по отношению к лидеру. Содержание конструкта «следование» раскрывается через такие понятия, как свойства последователей, поведение следования и результаты следования. В качестве основных в трактовке следования выступают ролевой и конструкционистский подходы. Показано значение теории следования для развития концепций лидерства, преодоления лидерски-центрированного взгляда на лидерский процесс, повышения эффективности лидерства руководителей.

Об авторе

Е. Б. Петрушихина
Российский государственный гуманитарный университет
Россия


Список литературы

1. Виханский О.С., Миракян А.Г. Новое тысячелетие: управленческие аномалии и современные концепции лидерства // Российский журнал менеджмента. 2018. Т. 16. № 1. С. 131-154.

2. Замулин А.Л. Новый взгляд на последователей лидера: теория и практика // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 8. Менеджмент. 2009. № 3. С. 75-97.

3. Кричевский Р.Л. Психология лидерства. М.: Статут. 2007. 542 с.

4. Логвинов И.Н., Логвинова Т.И. Основные направления исследований лидерства в работах зарубежных психологов // Пензенский психологический вестник. 2016. № 1 (6). С. 129-147.

5. Петрушихина Е.Б. К вопросу о влиянии последователей на лидерство // Психология в системе социально-производственных отношений : материалы Международной научно-практической конференции / Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева. Красноярск, 2018. С. 100-105.

6. Exploring social constructions of followership: A qualitative study / Carsten M.K., Uhl-Bien M., West B.J., Patera J.L., MacGregor R. // The Leadership Quarterly. 2010. № 21. P. 543-562.

7. Implicit Leadership and Followership Theories “in the wild”: Taking stock of information-processing approaches to leadership and followership in organizational settings / Epitropaki O., Sy T., Martin R., Tram-Quon S., Topakas A. // The Leadership Quarterly. 2013. № 24. P. 858-881.

8. Hogg M.A. Social Identity Processes and the Empowerment of Followers // The Art of Followership. San Francisco: Jossey-Bass, 2008. P. 267-276.

9. Iszatt-White M., Saunder C. Leadership. Oxford: Oxford University Press, 2017. 376 p.

10. Lord R. Followers’ Cognitive and Affective Structures and Leadership Processes. San Francisco: Jossey-Bass, 2008. P. 255-266.

11. Oc B., Bashshur M.R. Followership, leadership, and social influence // The Leadership Quarterly. 2013. № 24. P. 919-934.

12. Shamir B. Leadership research or post-leadership research: Advancing leadership theory versus throwing out the baby with the bath water // Advancing relational leadership research: A dialogue among perspectives / eds. M. Uhl-Bien, S. Ospina. Charlotte, NC: Information Age Publishers, 2012. Р. 477-500.

13. Uhl-Bien M., Riggio R.E., Lowe K.B., Carsten M.K. Followership theory: A review and research agenda // The Leadership Quarterly. 2014. № 25. P. 83-104.


Рецензия

Просмотров: 312


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-0209 (Online)