ФУТУРОШОК И НЕПРЕРЫВНОЕ РАЗВИТИЕ: РАСШИРЕНИЕ ПРОСТРАНСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И МОБИЛЬНОСТЬ ЛИЧНОСТИ
https://doi.org/10.18384/2224-0209-2022-2-237
Аннотация
Цель. Рассмотреть понятие «мобильность личности» как значимый в условиях перманентного футурошока концепт образования.
Процедура и методы. Использованы методы: а) анализ теоретических представлений о непрерывном образовании, мобильности личности, трансдисциплинарности и непрерывности обучения профессионала будущего; б) анализ педагогического и исследовательского опыта в сфере современного образования; в) локальный экспертный опрос; г) контент-анализ ответов респондентов на открытые вопросы.
Результаты. В статье на основании исследования представлен взгляд на предназначение образования и знаний в жизни современного человека, действующего в информационном обществе. Доказывается, что непрерывное образование – это уже не произвольный выбор человека, а императив, не только социальный и экономический, но физический, эмоциональный, культурный.
Теоретическая и/или практическая значимость. Сделаны выводы о необходимости в контексте «образовательного воздействия» диагностировать темпоральные свойства субъекта учения, например, с целью оценки уместности того или иного обучающего шага, оценки готовности человека предъявлять свой уровень обученности, оценки того или иного этапа индивидуального развития с точки зрения сензитивности к очередной порции знания, оценки мотивации, стремления к очередной «перезагрузке» и возобновлению обучения.
Об авторе
Т. Ю. КротенкоРоссия
кандидат философских наук, доцент, доцент кафедры теории и организации управления
Список литературы
1. Бермус А. Г. Репрезентация стандартизации педагогического образования в полевом подходе // Непрерывное образование: XXI век: научный электронный журнал. 2019. № 3 (27). URL: lll21.petrsu.ru (дата обращения: 15.01.2022).
2. Ендовицкий Д. А. Сотрудничество вузов как важная составляющая повышения эффективности их работы // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2021. № 3. С. 5–9.
3. Камнев В. М. О понятии медиаобразования // Вопросы философии. 2020. № 3. С. 9–12. DOI: 10.21146/0042-8744-2020-3-9-12
4. Кичерова М. Н., Зюбан Е. В., Муслимова Е. О. Неформальное образование: международный опыт признания компетенций // Вопросы образования. 2020. № 1. С. 126–158. DOI: 10.17323/1814-9545-2020-1-126-158
5. Козлова Т. А. Современная философия образования и современная философская антропология: совместные проблемы и пути взаимодействия // Непрерывное образование: XXI век: научный электронный журнал. 2019. № 3 (27). URL: lll21.petrsu.ru (дата обращения: 15.01.2022).
6. Колесникова И. А. Опыт ретроспективной рефлексии индивидуального образовательного пути // Непрерывное образование: XXI век: научный электронный журнал. 2017. № 4 (20). URL: lll21.petrsu.ru (дата обращения: 15.01.2022).
7. Крамаренко Н. С., Крюков Е. В. Микрообучение в непрерывном образовании педагога в мире VUCA // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2021. № 4. URL: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 15.01.2022).
8. Розин В. М. Рефлексия оснований междисциплинарного изучения социальности // Вопросы философии. 2020. № 1. С. 64–73. DOI: 10.21146/0042-8744-2020-1-64-73
9. Скрипкина Т. П. Транзитивно-турбулентное общество: проблемы личности и образования // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2021. № 2. URL: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 15.01.2022).
10. Солянкина Л. Е. Реализация средств цифровых технологий в процессе формирования профессионально-личностной позиции обучающихся // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2021. № 1. С. 78–81.
11. Сорокин П. А. Социальная мобильность. М.: Academia, 2005. 588 с.
12. Яковлева О. В. Стратегии образовательной деятельности в цифровой среде: вопросы профессионального воспитания будущих педагогов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Проблемы высшего образования. 2021. № 1. С. 96–100.