КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПОЛЕМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ПЕЧАТНЫХ СМИ
https://doi.org/10.18384/2224-0209-2022-1-1117
Аннотация
Цель. Построение коммуникативно-когнитивной модели полемического дискурса печатных СМИ, в рамках которой не просто осуществляется механический процесс обмена сообщениями, а образуется феноменологическое пространство, обладающее определённой структурой, наполненное значением и смыслом.
Процедура и методы. Анализ проводится на материале проблемных статей из британской газеты «The Guardian» общим объёмом 209 печатных страниц, белорусской газеты «СБ. Беларусь сегодня» объёмом 212 печатных страниц и откликов на них общим объёмом 15120 печатных страниц. В работе применялись такие методы исследования, как дискурс-анализ, когнитивный метод, контент-анализ и моделирование, способствующие описанию особенностей функционирования языка как социального инструмента, участвующего в репрезентации ментальных процессов, и их результатов в ходе построения языковой модели коммуникации как основы обмена знаниями в рамках исследуемого дискурса.
Результаты. Проведённое исследование позволило представить коммуникативно-когнитивную модель полемического дискурса печатных СМИ, обладающую как линейными, так и интеракционными аспектами общения, предполагающими наличие этапов стимулирования и ответной реакции в определённом контексте с акцентом на взаимодействие участников полемического дискурса печатных СМИ.
Теоретическая и практическая значимость. Полученные результаты вносят вклад в теории дискурс-анализа, когнитивной лингвистики, коммуникативной лингвистики, типологии и т. д., а также могут быть использованы в университетских курсах по концептуальным основам лингвистики, коммуникативистике, дискурсу печатных СМИ и по прочим дисциплинам, имеющим схожие объекты исследования.
Ключевые слова
Об авторе
Е. В. СажинаБеларусь
Сажина Елена Владимировна – кандидат филологических наук, доцент, декан факультета иностранных языков
246045, г. Гомель, ул. Советская, д. 104
Список литературы
1. Бодуэн де Куртенэ И. А. Избранные труды по общему языкознанию: в 2 т. Т. 1. М.: АН СССР, 1963. 385 с.
2. Данюшина Ю. В. Коммуникативно-когнитивные аспекты моделирования дискурса // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2010. Т. 5. № 1. С. 111–117.
3. Карасик В. И. О типах дискурса // Языковая личность: институциональный и персональный дискурс : сборник научных трудов / под ред. В. И. Карасика, Г. Г. Слышкина. Волгоград: Научное издательство ВГСПУ «Перемена», 2000. С. 5–20.
4. Комарова З. И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике : учебное пособие. Екатеринбург: Издательство УрФУ, 2012. 818 с.
5. Макаров М. Л. Основы теории дискурса. М.: Издательско-торговый дом гуманитарной книги «Гнозис», 2003. 280 с.
6. Шейгал Е. И. Структура и границы политического дискурса // Филология. 1998. № 14. С. 22–29.
7. Шеннон К. Математическая теория связи / пер. С. Карпова. Urbana: University of Illinois Press, 1949. 117 с.
8. Шрам У. Как работает связь. Обработка и эффекты массовой коммуникации. Urbana: University of Illinois Press, 1954. 58 с.
9. Якобсон Р. О. Избранные работы. М.: Прогресс, 1985. 460 c.
10. Gibson R. Intercultural Business Communication. Oxford: Oxford University Press, 2002. 123 р. (Oxford Handbooks for Language Teachers).
11. West R., Turner L. Introducing Communication Theory: Analysis and Application. New York: McGraw-Hill, 2006. 637 р.
Рецензия
Для цитирования:
Сажина Е.В. КОММУНИКАТИВНО-КОГНИТИВНАЯ МОДЕЛЬ ПОЛЕМИЧЕСКОГО ДИСКУРСА ПЕЧАТНЫХ СМИ. Российский социально-гуманитарный журнал (Прежнее название: «Вестник Московского государственного областного университета»). 2022;(1):253-266. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2022-1-1117
For citation:
Sazhyna A. THE COMMUNICATIVE-COGNITIVE MODEL OF THE POLEMIC DISCOURSE OF THE PRINT MEDIA. Russian Social and Humanitarian Journal. 2022;(1):253-266. (In Russ.) https://doi.org/10.18384/2224-0209-2022-1-1117