Preview

Вестник Московского государственного областного университета

Расширенный поиск

ВОЗРАСТНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВОЗРАСТНЫХ ГРАНИЦАХ МОЛОДОСТИ

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2022-1-1110

Полный текст:

Аннотация

Цель. Выявить представления людей разного возраста и культурной принадлежности о возрастных границах молодости.
Процедура и методы. Исследование проведено с использованием диагностической батареи, включающей авторский опросник, а также вопросы о нижней и верхней границах молодости.
Результаты. Анализ показал, что в представлениях участников исследования общая продолжительность молодости является относительно устойчивой величиной, а её нижняя и верхняя границы «привязываются» к определённому возрасту. Значимая взаимосвязь между представлениями о границах молодости и представлениями об отдельных психологических характеристиках молодёжи наблюдается во всех выделенных возрастных и социокультурных подгруппах.
Теоретическое и/или практическое значение. В исследовании впервые показано, что в сознании людей разного возраста и социокультурной принадлежности представления о хронологических границах молодости значимо взаимосвязаны с представлениями о психологических характеристиках, которые либо способствуют, либо препятствуют переходу от молодости к взрослости. Полученные результаты могут быть использованы в психологическом консультировании в рамках решения проблем самоопределения и саморазвития.

Об авторе

Е. В. Селезнева
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ
Россия

Селезнева Елена Владимировна – доктор психологических наук, профессор, заведующий научно-исследовательским сектором научно-исследовательской лаборатории «Диагностика и оценка руководителей»

119571, г. Москва, пр-т Вернадского, д.82, стр.1



Список литературы

1. Андреева А. Д. Детство в субъективных представлениях современных взрослых и подростков о жизненных циклах // Теоретическая и экспериментальная психология. 2020. Т. 13. № 1. С. 42–51.

2. Выготский Л. С. Лекции по педологии. Ижевск: Удмуртский университет, 2001. 304 с.

3. Дудина К. А. Определение границ молодежного возраста с точки зрения криминологии // Человек в современном мире: актуальные проблемы социально-гуманитарных исследований : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции “ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ)”, Белгород, 11 марта 2020 г. Белгород: Агентство перспективных научных исследований, 2020. С. 23–27.

4. Зайцева Ю. Б. Стереотипные представления массового сознания о «старых людях» // Теоретическая и экспериментальная психология. 2008. Т. 1. № 1. С. 13–28.

5. Крючкова Н. В. Концепты возраста (на материале русского и французского языков) : дис. ... канд. филол. наук. Саратов, 2003. 252 с.

6. Лишаев С. А. О критериях возрастной периодизации (материалы к философии возраста) // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2015. Т. 2. № 4. С. 66–76.

7. Прилепский И. А. Современные тенденции продления возрастных границ среднего возраста // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2012. № 3 (47). С. 137–142.

8. Проблема определения возрастных границ молодежи / М. С. Кочкина, В. Е. Васильев, А. А. Красевич, М. Ю. Чучкин, С. П. Ромадин // Colloquiumjournal. 2018. № 10-9 (21). С. 27–28.

9. Селезнева Е. В., Галлере И. Психологический портрет современной молодежи: культурно-инвариантные характеристики // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2019. № 2. URL: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 15.10.2021). DOI:10.18384/2224-0209-2019-2-948

10. Селезнева Е. В., Галлере И. Психологический портрет современной молодёжи: инвариантные характеристики, возрастные и культурные особенности // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2020. № 1. URL: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 15.10.2021). DOI:10.18384/2224-0209-2020-1-995

11. Смирнов Р. Г. Операционализация феномена «поколение онлайн» // Цифровая социология. 2019. Т. 2. № 4. С. 31–38. DOI:10.26425/2658-347X-2019-4-31-38

12. Сыздыкова М. Б. Группа молодого поколения в общей структуре трудовых ресурсов // Казанский педагогический журнал. 2017. № 6. С. 192–195.

13. Arnett J. J. Emerging adulthood: a theory of development from the late teens through the twenties // American Psychologist. 2000. № 55. P. 469–480.

14. Age Differences in Age Perceptions and Developmental Transitions [Электронный ресурс] / W. J. Chopik, R. H. Bremner, D. J. Johnson, H. L. Giasson. URL: https://www.frontiersin.org/articles/10.3389/fpsyg.2018.00067/full (дата обращения: 16.11.2019).

15. Microdevelopment: Transition processes in development and learning / ed. N. Granott, J. Parziale. Cambridge: Cambridge University Press, 2002. 354 p.

16. Molgat M. Do transitions and social structures matter? How ‘emerging adults’ define themselves as adults // Journal of Youth Studies. 2007. Vol. 10. № 5. P. 495–516. DOI:10.1080/13676260701580769

17. Springhall J. Coming of age: adolescence in Britain. Dublin: Gill and Macmillan, 1986. 270 p.


Рецензия

Для цитирования:


Селезнева Е.В. ВОЗРАСТНЫЕ И КУЛЬТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВОЗРАСТНЫХ ГРАНИЦАХ МОЛОДОСТИ. Вестник Московского государственного областного университета. 2022;(1):203-225. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2022-1-1110

For citation:


Selezneva E. AGE AND CULTURAL FEATURES OF REPRESENTATIONS OF THE AGE BOUNDARIES OF YOUTH. Bulletin of Moscow Region State University. 2022;(1):203-225. (In Russ.) https://doi.org/10.18384/2224-0209-2022-1-1110

Просмотров: 60


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-0209 (Online)