Preview

Российский социально-гуманитарный журнал

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ЖЕНЩИН, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ)

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2022-1-1118

Аннотация

Цель. Изучить особенности копинг-стратегий и жизнестойкости женщин, имеющих детей с ОВЗ, по сравнению с женщинами, имеющими здоровых детей.
Процедура и методы. Проведены анализ научных работ по проблематике и исследование копинг-стратегий и жизнестойкости у женщин, имеющих детей с ОВЗ. При проведении исследования использовались методики: тест «анализ стиля жизни» (в адаптации Ю. В. Щербатых), тест копинг-стратегий Р. Лазаруса (в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк), тест жизнестойкости (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой), 2 варианта авторской анкеты.
Результаты. Результаты исследования подтвердили наличие особенностей копинг-стратегий и жизнестойкости у женщин, имеющих детей с ОВЗ, обнаружены значимые различия по отдельным показателям, отвечающим за стрессоустойчивость, копинг-стратегии и жизнестойкость.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в изучение проблемы трудных жизненных ситуаций. В заключении статьи сформулированы предложения по использованию данных в работе психологических служб, благотворительных фондов, волонтёрских организаций.

Об авторах

Е. А. Орлова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Московский государственный областной университет; Московский институт психоанализа
Россия

Орлова Елена Александровна – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; профессор кафедры психологии развития личности Московского государственного университета; профессор кафедры основ клинического психоанализа Московского института психоанализа

119571, г. Москва, пр-т Вернадского, д.82
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д.24
121170, г. Москва, Кутузовский пр-т, д.34, стр.14



И. Н. Горскина
Московский институт психоанализа
Россия

Горскина Ирина Николаевна – магистрант факультета психологии

121170, г. Москва, Кутузовский пр-т, д.34, стр.14



Список литературы

1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. М.: ВЛАДОС, 2003. 368 с.

2. Александрова О. В., Дерманова И. Б. Психосемантический подход к оценке сложной жизненной ситуации (на примере ситуации, связанной с заболеванием, угрожающим жизни ребенка) // Вестник СанктПетербургского государственного университета. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016. № 4. С. 40–50.

3. Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93–112.

4. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008. 239 с.

5. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.

6. Магомед-Эминов М. Ш. Феномен посттравматического роста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 3. С. 111–117.

7. Петрановская Л. В., Чеботарева Е. Ю. Связь между стилем привязанности у матерей и их родительским стрессом // Возможности и риски цифровой среды : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития (чтения памяти Л. Ф. Обуховой), Москва, 12–13 декабря 2019 г. Т. 2. М.: МГППУ, 2019. С. 306–310.

8. Сергиенко А. И., Холмогорова А. Б. Посттравматический рост и копингстратегии родителей детей с ограниченными возможностями здоровья // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 2. С. 8–26.

9. Щербатых Ю. В. Психология стресса. М.: Эксмо, 2005. 304 с.

10. Эфроимсон В. П. Загадка гениальности. М.: Знание, 1991. 64 c.

11. Arndt E. M., Travis F., Lefebvre A., Munro I. R. Psychosocial adjustment of 20 patients with Treacher Collins syndrome before and after reconstructive surgery // British Journal of Plastic Surgery. 1987. № 40 (6). P. 605–609.

12. Beaune L., Forrest C. R., Keith T. Adolescents’ perspectives on living and growing up with Treacher Collins syndrome: a qualitative study // The Cleft Palate-Craniofacial Journal. 2004. № 41 (4). P. 343–350.

13. Conner C. M., White S. W. Stress in mothers of children with autism: Trait mindfulness as a protective factor // Research in Autism Spectrum Disorders. 2014. Vol. 8. Iss. 6. P. 617–624.

14. Meyer T. Psychosocial Adjustment of Patients with Congenital Craniofacial Malformations. Fundamentals of Craniofacial Malformations. Berlin: Springer, 2021. 393 p.

15. Parenting Stress in Mothers of Children with Autism without Intellectual Disability. Mediation of Behavioral Problems and Coping Strategies / A. Miranda, A. Mira, C. Berenguer, B. Rosello, I. Baixauli // Frontiers in Psychology. 2019. № 10. P. 1–12.


Рецензия

Просмотров: 732


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.