Preview

Вестник Московского государственного областного университета

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ЖЕНЩИН, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ)

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2022-1-1118

Полный текст:

Аннотация

Цель. Изучить особенности копинг-стратегий и жизнестойкости женщин, имеющих детей с ОВЗ, по сравнению с женщинами, имеющими здоровых детей.
Процедура и методы. Проведены анализ научных работ по проблематике и исследование копинг-стратегий и жизнестойкости у женщин, имеющих детей с ОВЗ. При проведении исследования использовались методики: тест «анализ стиля жизни» (в адаптации Ю. В. Щербатых), тест копинг-стратегий Р. Лазаруса (в адаптации Т. Л. Крюковой, Е. В. Куфтяк), тест жизнестойкости (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой), 2 варианта авторской анкеты.
Результаты. Результаты исследования подтвердили наличие особенностей копинг-стратегий и жизнестойкости у женщин, имеющих детей с ОВЗ, обнаружены значимые различия по отдельным показателям, отвечающим за стрессоустойчивость, копинг-стратегии и жизнестойкость.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в изучение проблемы трудных жизненных ситуаций. В заключении статьи сформулированы предложения по использованию данных в работе психологических служб, благотворительных фондов, волонтёрских организаций.

Об авторах

Е. А. Орлова
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; Московский государственный областной университет; Московский институт психоанализа
Россия

Орлова Елена Александровна – доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры общей психологии Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ; профессор кафедры психологии развития личности Московского государственного университета; профессор кафедры основ клинического психоанализа Московского института психоанализа

119571, г. Москва, пр-т Вернадского, д.82
141014, Московская обл., г. Мытищи, ул. Веры Волошиной, д.24
121170, г. Москва, Кутузовский пр-т, д.34, стр.14



И. Н. Горскина
Московский институт психоанализа
Россия

Горскина Ирина Николаевна – магистрант факультета психологии

121170, г. Москва, Кутузовский пр-т, д.34, стр.14



Список литературы

1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы. М.: ВЛАДОС, 2003. 368 с.

2. Александрова О. В., Дерманова И. Б. Психосемантический подход к оценке сложной жизненной ситуации (на примере ситуации, связанной с заболеванием, угрожающим жизни ребенка) // Вестник СанктПетербургского государственного университета. Серия 16: Психология. Педагогика. 2016. № 4. С. 40–50.

3. Крюкова Т. Л., Куфтяк Е. В. Опросник способов совладания (адаптация методики WCQ) // Журнал практического психолога. 2007. № 3. С. 93–112.

4. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008. 239 с.

5. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. 63 с.

6. Магомед-Эминов М. Ш. Феномен посттравматического роста // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2009. № 3. С. 111–117.

7. Петрановская Л. В., Чеботарева Е. Ю. Связь между стилем привязанности у матерей и их родительским стрессом // Возможности и риски цифровой среды : материалы VII Всероссийской научно-практической конференции по психологии развития (чтения памяти Л. Ф. Обуховой), Москва, 12–13 декабря 2019 г. Т. 2. М.: МГППУ, 2019. С. 306–310.

8. Сергиенко А. И., Холмогорова А. Б. Посттравматический рост и копингстратегии родителей детей с ограниченными возможностями здоровья // Консультативная психология и психотерапия. 2019. Т. 27. № 2. С. 8–26.

9. Щербатых Ю. В. Психология стресса. М.: Эксмо, 2005. 304 с.

10. Эфроимсон В. П. Загадка гениальности. М.: Знание, 1991. 64 c.

11. Arndt E. M., Travis F., Lefebvre A., Munro I. R. Psychosocial adjustment of 20 patients with Treacher Collins syndrome before and after reconstructive surgery // British Journal of Plastic Surgery. 1987. № 40 (6). P. 605–609.

12. Beaune L., Forrest C. R., Keith T. Adolescents’ perspectives on living and growing up with Treacher Collins syndrome: a qualitative study // The Cleft Palate-Craniofacial Journal. 2004. № 41 (4). P. 343–350.

13. Conner C. M., White S. W. Stress in mothers of children with autism: Trait mindfulness as a protective factor // Research in Autism Spectrum Disorders. 2014. Vol. 8. Iss. 6. P. 617–624.

14. Meyer T. Psychosocial Adjustment of Patients with Congenital Craniofacial Malformations. Fundamentals of Craniofacial Malformations. Berlin: Springer, 2021. 393 p.

15. Parenting Stress in Mothers of Children with Autism without Intellectual Disability. Mediation of Behavioral Problems and Coping Strategies / A. Miranda, A. Mira, C. Berenguer, B. Rosello, I. Baixauli // Frontiers in Psychology. 2019. № 10. P. 1–12.


Рецензия

Для цитирования:


Орлова Е.А., Горскина И.Н. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ И КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ У ЖЕНЩИН, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ЖЕНЩИН, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОВЗ). Вестник Московского государственного областного университета. 2022;(1):188-202. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2022-1-1118

For citation:


Orlova E., Gorskina I. HARDINESS AND COPING STRATEGIES DISTINCTIONS IN WOMEN WITH DIFFICULT LIFE SITUATIONS (ON THE EXAMPLE OF WOMEN HAVING CHILDREN WITH DISABILITIES). Bulletin of Moscow Region State University. 2022;(1):188-202. (In Russ.) https://doi.org/10.18384/2224-0209-2022-1-1118

Просмотров: 229


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-0209 (Online)