СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИДЕРОВ В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ
https://doi.org/10.18384/2224-0209-2022-1-1115
Аннотация
Цель. Исследование специфики социальной идентичности реальных лидеров, выбираемых группой в стрессовой ситуации, социометрических и референтометрических лидеров в привычной жизнедеятельности.
Процедура и методы. Для выявления социометрических лидеров применялась методика «Социометрия». Для выявления референтометрических лидеров применялась методика «Референтометрия». Реальные действующие лидеры определялись в стрессовой ситуации значимой групповой деятельности. Для определения социально-ролевой идентичности применялась методика «Ролевые отношения социальных субъектов и творческой личности» (РОССТЛ). Для статистической обработки данных использовался факторный анализ.
Результаты. По итогам исследования было выявлено, что лидеры в повседневных ситуациях жизнедеятельности группы имеют специфику социально-ролевой идентичности: выраженность ролей руководителя и востребованного сотрудника выявлена у социометрических лидеров; выраженность ролей криэйтора и спасателя в кризисе выявлена у референтометрических лидеров; выраженность персональной роли криэйтора выявлена у реальных лидеров, выбранных группой в стрессовой ситуации. Феномен сохранения лидерства в стрессовой ситуации имеет свою специфику: у социометрических лидеров он связан с идентификацией с социальными ролями руководителей, у референтометрическх лидеров – с идентификацией с персональной ролью криэйтора и социальной ролью руководителя. Феномен выдвижения на роль лидера в стрессовой ситуации субъектов, не определяемых группой в качестве социометрического или референтометрического лидера, связан с идентификацией таких субъектов с руководящими ролями.
Практическая значимость. Выявленные особенности сохранивших лидерство социометрических и референтометрических лидеров позволяют дополнить программы обучения лидерству в условиях стрессовых ситуаций.
Об авторах
Д. А. ДятловРоссия
Дятлов Дмитрий Александрович – аспирант кафедры психологии управления и служебной деятельности
454080, г. Челябинск, пр-т Ленина, д.76
В. Г. Грязева-Добшинская
Россия
Грязева-Добшинская Вера Геннадьевна – доктор психологических наук, профессор кафедры психологии управления и служебной деятельности, заведующий лабораторией психологии и психофизиологии стрессоустойчивости и креативности
454080, г. Челябинск, пр-т Ленина, д.76
Ю. А. Дмитриева
Россия
Дмитриева Юлия Александровна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии управления и служебной деятельности, старший научный сотрудник лаборатории психологии и психофизиологии стрессоустойчивости и креативности
454080, г. Челябинск, пр-т Ленина, д.76
Список литературы
1. Белинская Е. П. Современные исследования идентичности: от структурной определенности к процессуальности и незавершенности // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология и педагогика. 2018. Т. 8. Вып. 1. С. 6–15. DOI:10.21638/11701/spbu16.2018.101
2. Белинская Е. П. К вопросу об изменчивости / устойчивости идентичности // Социальная психология и общество: история и современность : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти академика РАО А. В. Петровского, Москва, 15–16 октября 2019 г. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2019. С. 109–111.
3. Белинская Е. П. Идентичность личности в условиях социальных изменений : автореф. дис. … докт. психол. наук. М., 2006. 50 с.
4. Власова К. О. Современные подходы к изучению лидерства в ученических группах // Социальная психология: вопросы теории и практики : материалы V Всероссийской научно-практической конференции с международным участием памяти М. Ю. Кондратьева, Москва, 12–13 мая 2020 г. М.: Московский государственный психолого-педагогический университет, 2020. С. 119–122.
5. Гасимова В. А. Лидерство и малая группа : хрестоматия : пособие для студентов по дисциплине “Деловое общение”. Пермь, Пермский государственный институт культуры, 2016. 104 с.
6. Горенинцева В. Н., Губайдуллина А. Н. Новая модель “значимого взрослого” во внутрисемейных отношениях (по материалам современной российской прозы для детей и подростков) // Вестник Томского государственного университета. Филология. 2017. № 50. С. 176–187. DOI:10.17223/19986645/50/11
7. Грязева-Добшинская В. Г., Бакунчик Н. Ю., Глухова В. А., Мальцева А. С. Методика диагностики отношения социальных субъектов к творческой личности // Вестник Южноуральского государственного университета. Серия «Психология». 2008. Вып. 3. С. 33–45.
8. Дафт Р. Л. Уроки лидерства / пер. с англ. А. В. Козлова; под ред. И. В. Андреевой. М.: Эксмо, 2006. 480 с.
9. Коломинский Я. Л. Социальная психология выбора. Смоленск: Ноопресс, 2018. 232 с.
10. Кондратьев М. Ю. «Значимый другой»: слагаемые межличностной значимости // Социальная психология и общество. 2011. Т. 2. № 2. С. 17–28.
11. Ресурсы инновационного лидерства менеджеров: психологический инновационный аудит : учебное пособие / В. Г. Грязева-Добшинская, Ю. А. Дмитриева, В. А. Глухова и др.; под ред. В. Г. Грязевой-Добшинской, Ю. А. Дмитриевой. Челябинск: Издательский центр Южно-Уральского государственного университета, 2016. 240 с.
12. Сачкова М. Е. Современные концепции и подходы к групповой дифференциации в малых группах : учебное пособие для вузов. 2-е изд., стер. М.: Юрайт, 2020. 123 с.
13. Carrington D. J, Combe I. A., Mumford M. D. Cognitive shifts within leader and follower teams: Where consensus develops in mental models during an organizational crisis // The Leadership Quarterly. 2019. Vol. 30. Iss. 3. P. 335–350. DOI:10.1016/j.leaqua.2018.12.002
14. Leadership and followership identity processes: A multilevel review / O. Epitropaki, R. Kark, C. Mainemelis, R. G. Lord // The Leadership Quarterly. 2017. № 28. P. 104–129. DOI:10.1016/j.leaqua.2016.10.003
15. George D., Mallery P. IBM SPSS Statistics 23 Step by Step: A Simple Guide and Reference. New York: Routledge, 2016. 400 p. DOI:10.4324/9781315545899
16. Giacomucci S. Introduction to Social Work, Sociometry, and Psychodrama. Luxembourg: Springer, 2021. 501 p. DOI:10.1007/978-981-33-6342-7_1
17. Leadership and stress: A meta-analytic review / P. Harms, M. Crede, M. Tynan, M. Leon, W. Jeung // The Leadership Quarterly. 2017. № 28 (1). P. 178–194. DOI:10.1016/j.leaqua.2016.10.006
18. Hogg M. A Social Identity Theory of Leadership // Personality and Social Psychology Review. 2001. № 5 (3). P. 184–200. DOI:10.1207/S15327957PSPR0503_1
19. Koh Dohyoung, Lee Kyootai, Joshi Kailsh. Transformational leadership and creativity: A meta-analytic review and identification of an integrated model // Journal of Organizational Behavior. 2019. № 40 (6). P. 625–650. DOI:40.10.1002/job.2355
20. Larson L. L., Rowland K. M. Stress and leader behavior // Academy of Management Annual Meeting Proceedings. 1972. № 1. P. 185–188. DOI:10.5465/AMBPP.1972.4981449
21. Smith M., Cooper C. Leadership and Stress // Leadership & Organization Development Journal. 1994. Vol. 15. № 2. P. 3–7. DOI:10.1108/01437739410055290
Рецензия
Для цитирования:
Дятлов Д.А., Грязева-Добшинская В.Г., Дмитриева Ю.А. СОЦИАЛЬНАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ ЛИДЕРОВ В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ ЗНАЧИМОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГРУППЫ. Российский социально-гуманитарный журнал (Прежнее название: «Вестник Московского государственного областного университета»). 2022;(1):174-187. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2022-1-1115
For citation:
Dyatlov D., Gryazeva-Dobshinskaya V., Dmitrieva Y. SOCIAL IDENTITY OF LEADERS IN A STRESS SITUATION OF SIGNIFICANT ACTIVITIES OF THE GROUP. Russian Social and Humanitarian Journal. 2022;(1):174-187. (In Russ.) https://doi.org/10.18384/2224-0209-2022-1-1115