ЛОЖЬ КАК ПРОЯВЛЕНИЕ ОТЧУЖДЁННОСТИ РЕБЁНКА В СЕМЬЕ
https://doi.org/10.18384/2224-0209-2025-1-1541
Аннотация
Цель. Выявление взаимосвязи между характеристиками детско-родительских отношений и мотивами лжи у детей 9–10 лет.
Процедура и методы. В исследовании принимали участие 67 матерей и их дети 9–10 лет. Использовался комплекс психодиагностических методик: методика «Рассказы А. П. Нечаева», методика «Определение ведущего мотива лжи» (А. Гармаев, П. Экман), методика В. С. Ивашкина, В. В. Онуфриевой «Определение индивидуального стиля отношения родителей к школьнику». Данные были подвергнуты качественному и количественному анализу, в том числе с использованием методов математико-статистической обработки (однофакторный дисперсионный анализ) с помощью программы SPSS.
Результаты. В результате анализа полученных данных была выявлена взаимосвязь между детско-родительскими отношениями и проявлениями лжи у детей 9–10 лет. Выделены черты детско-родительских отношений, взаимосвязанные с появлением мотивов лжи. Доминирующую тенденцию детско-родительских отношений, располагающих к проявлению лжи у детей 9–10 лет, можно охарактеризовать как дистанцированность и отчуждённость.
Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в изучение социально-психологических факторов, обусловливающих формирование нравственных аспектов личности, взаимосвязей между характеристиками детско-родительских отношений и социально-психологическими особенностями ребёнка, их влияния на проявления лжи у детей. Полученные данные могут быть использованы в разработке комплексной программы работы психолога с родителями по гармонизации детско-родительских отношений.
Об авторах
Наталья Станиславовна КрамаренкоРоссия
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной и педагогической психологии
Екатерина Сергеевна Лопацкая
Россия
аспирант кафедры социальной и педагогической психологии, 2297-9307
Список литературы
1. Актанаева М. А. Детская ложь: причины, способы коррекции // Актуальные научные исследования в современном мире. 2020. №10-4. С. 153–155.
2. Балобанова А. К. Особенности проявления лжи в младшем школьном возрасте [Электронный ресурс] // Научный лидер. 2022. №25. URL: https://scilead.ru (дата обращения: 10.12.2024).
3. Брюхова Е. И. Особенности детской лжи: взгляд из Японии // Научный результат. Социальные и гуманитарные исследования. 2023. Т. 9. №2. С. 90–97.
4. Душина Е. А. Особенности отношения ко лжи современных школьников: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 2000. 26 с.
5. Зеленов Д. С. Психолого-педагогический анализ формирования и развития обманного поведения в онтогенезе // Мир образования – образование в мире. 2020. №1. С. 165–174.
6. Каптерев П. Ф. О детской лжи. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 1890. 336 с.
7. Лопацкая Е. С. Формирование представлений о лжи детей до 9–10 лет // Журавлевские чтения. Научно-педагогические основы проектирования личностно-созидающей стратегии образования: материалы IX Международной научно-практической конференции, посвящённой Году семьи, Году науки и технологий, проводившейся в рамках IX Международного фестиваля науки, г. Москва, 13 февраля 2024 г. М.: Государственный университет просвещения, 2024. С. 373–378.
8. Николаева Е. И. Как и почему лгут дети? Психология детской лжи. СПб.: Питер, 2011. 176 с.
9. Экман П. Почему дети лгут? / пер. с англ. С. С. Степанова. М.: Педагогика – Пресс,1993. 272 с.
10. Юркевич В. С., Емельянова И. В. Феномен лжи в детском возрасте: амбивалентный подход // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. №1. С. 114–124.
11. Dor D. The role of the lie in the evolution of human language // Language Sciences. 2017. №63. P. 44–59.
12. Dunbar N. E., Gangi K., Coveleski S. I., et al. When is it acceptable to lie? Interpersonal and intergroup perspectives on deception // Communication Studies. 2016. №67. P. 1–18.
13. Karapetyan T. Restrictions of establishing social bonds among the children deprived from parental care (on the case of children sheltered at the crisis centre) // Journal of Sociology: Bulletin of Yerevan University. 2021. Vol. 12. №2. P. 46–54.
14. Nesmeyanov E. Lies as a life-purpose value of modern western worldview // Science Almanac of Black Sea Region Countries. 2022. №2. P. 10–14.