ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ УПРАВЛЕНИЯ КРИЗИСНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КОММУНИКАЦИЕЙ
https://doi.org/10.18384/2224-0209-2024-4-1506
Аннотация
Цель. Проанализировать современные практические аспекты управления кризисной политической коммуникацией, дать определение феномена кризисных коммуникаций и основные базовые сценарии реализации антикризисного управления.
Процедура и методы. Для достижения поставленной цели автором был выполнен обзор существующих исследований управления кризисной политической коммуникацией, созданных российскими и зарубежными учёными. В основном исследователи кризисных политических коммуникаций описывают взаимодействие акторов на макроуровне (глав государств, правительственных ведомств и т. д.). В свою очередь, автор данной статьи сфокусировался на изучении кризисных коммуникаций на российском региональном уровне. Полученный материал структурировался для создания матрицы управления политическими коммуникациями и детализации этапов управления кризисной политической коммуникацией. Основными методами, используемыми в работе, выступали аналитический и описательный.
Результаты. В процессе исследования проанализированы этапы управления кризисной политической коммуникацией: 1. Получение и анализ информации. 2. Подготовка и принятие решений. 3. Организация выполнения принятых решений. 4. Контроль и оценка результатов. 5. Внесение коррективов. Описаны также особенности вариантов устранения или нивелирования проблем, возникающих на каждом из этих этапов. Один из ключевых выводов исследования касается эффективности кризисных коммуникаций, а именно – кризисные коммуникации максимально эффективны, когда позволяют превратить кризис в поле возможностей для всех оппонирующих сторон.
Теоретическая и/или практическая значимость. Впервые проведён разносторонний анализ современных практических аспектов кризисной политической коммуникации. Детализированы основные этапы управления кризисной политической коммуникацией. Полученные результаты могут быть задействованы на практике при выработке стратегии управления кризисной коммуникацией на федеральном и региональном уровнях.
Об авторе
Вартан Эрнестович СаркисовРоссия
аспирант кафедры политологии и прикладной политической работы
Список литературы
1. Алиев Дж. Ф., Саркисов В. Э. Практические аспекты управления медийной политической коммуникацией // Гражданин. Выборы. Власть. 2024. №1. С. 107–122.
2. Алиев Дж. Ф., Саркисов В. Э. Управление политическими коммуникациями. Практические аспекты управления стратегической политической коммуникацией // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. 2023. №4. С. 139–150.
3. Алиев Дж. Ф., Саркисов В. Э. Управление политическими коммуникациями. Практические аспекты управления политической PR-коммуникацией // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2024. №1. С. 21–38.
4. Алиев Дж. Ф., Саркисов В. Э. Управление политическими коммуникациями. Практические аспекты управления цифровой политической коммуникацией // Гражданин. Выборы. Власть. 2024. №2. С. 116–134.
5. Гавра Д. П. Ситуационно-перцептивная матрица как инструмент кризисных коммуникаций // Медиа в современном мире. 58-е Петербургские чтения: cборник материалов Международного научного форума: в 2 т. Т. 1. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского государственного университета, 2019. С. 153–155.
6. Голуб О. Ю. Кризисная коммуникация власти и общества в социальных медиа: определение проблемных зон // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2020. №20. С. 257–263.
7. Панова Е. В. Место кризисных коммуникаций в экологической повестке // Вопросы теории и практики журналистики. 2022. №11. С. 695–709.
8. Питерова А. Ю. Тенденции и динамика развития российского рынка PR-услуг // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. 2016. №4. Р. 21–24.
9. Auer C. Conceptualizing Political Crisis and the Role of Public Diplomacy in Crisis Communication Research // The Handbook of International Crisis Communication Research / ed. A. Schwarz, M. W. Seeger, C. Auer. Hoboken: Wiley-Blackwell, 2016. P. 119–132.
10. Austin L., Liu B. F., Jin Y. How Audiences Seek Out Crisis Information: Exploring the Social-Mediated Crisis Communication Model // Journal of Applied Communication Research. 2012. №40. Р. 188–207.
11. Boin A., ’t Hart P., Stern E., et al. The Politics of Crisis Management: Public Leadership Under Pressure. Cambridge: Cambridge University Press, 2005. 196 p.
12. Bozeman B. What Organization Theorists and Public Policy Researchers Can Learn from One Another: Publicness Theory as a Case-in-Point // Organization Studies. 2013. №34. Р. 169–188.
13. Coombs W. T. Crisis Management and Communications // Institute for Public Relations. 2007. №4. P. 1–14.
14. Coombs W. T. The internet as potential equalizer: New leverage for confronting social irresponsibility // Public Relations Review. 1998. №24. Р. 289–303.
15. Eisele O., Tolochko P., Boomgaarden H. G. How do executives communicate about crises? A framework for comparative analysis // European Journal of Political Research. 2022. №61. Р. 952–972.
16. Eriksson M., Olsson E.-K. Facebook and Twitter in Crisis Communication: A Comparative Study of Crisis Communication Professionals and Citizens // Journal of Contingencies and Crisis Management. 2016. №24. Р. 198–208.
17. Fearn-Banks K. Crisis Communications: A Casebook Approach. New York: Routledge, 2010. 400 p.
18. Fink S. Crisis management: Planning for the inevitable. New York: American Management Association, 1986. 245 p.
19. Hagen L., Keller T., Neely S., et al. Crisis Communications in the Age of Social Media: A Network Analysis of Zika-Related Tweets // Social Science Computer Review. 2018. №36. Р. 523–541.
20. Hills A. Revisiting Institutional Resilience as a Tool in Crisis Management // Journal of Contingencies and Crisis Management. 2000. №8. Р. 109–118.
21. Houlberg Salomonsen H, ’t Hart P. Communicating and managing crisis in the world of politics // Frandsen F., Johansen W. Crisis Communication. Berlin; Boston: De Gruyter Mouton, 2020. P. 439–460.
22. Houston J. B., Hawthorne J., Perreault M. F., et al. Social media and disasters: a functional framework for social media use in disaster planning, response, and research // Disasters. 2015. №39. Р. 1–22.
23. Jennings W., Stoker G., Valgarðsson V., et al. How trust, mistrust and distrust shape the governance of the COVID-19 crisis // Journal of European Public Policy. 2021. №28. Р. 1174–1196.
24. Lachlan K. A., Spence P. R., Seeger M., et al. Crisis communication in context: History and publication trends // Journal of the Association for Communication Administration. 2019. №38. P. 39–56.
25. McLean H., Ewart J. Political Leadership in Disaster and Crisis Communication and Management. Palgrave Macmillan Cham, 2020. 203 p.
26. Mitroff I. I. Crisis Leadership: Planning for the Unthinkable. New York: John Wiley and Sons, 2004. 144 p.
27. Ozanne L. K., Ballantine P. W., Mitchell T. Investigating the Methods and Effectiveness of Crisis Communication // Journal of Nonprofit & Public Sector Marketing. 2020. №32. Р. 379–405.
28. Pearson C. M., Clair J. A. Reframing Crisis Management // The Academy of Management Review. 1998. №23. Р. 59–76.
29. Pechta L., Brandenburg D., Seeger M. Understanding the Dynamics of Emergency Communication: Propositions for a Four-Channel Model [Электронный ресурс] // Journal of Homeland Security and Emergency Management. 2010. №7. URL: https://www.degruyter.com/document/doi/10.2202/1547-7355.1671/html (дата обращения: 08.09.2024).
30. Schnabel J., Anderson P., De Francesco F. Multilevel governance and political leadership: crisis communication in Germany, Italy, and the United Kingdom during the COVID-19 pandemic // Journal of European Public Policy. 2023. №2. P. 2719–2747.
31. Sellnow T. L., Seeger M. W. Theorizing crisis communication. Hoboken: Wiley-Blackwell, 2013. 280 p.
32. Stark A. Bureaucratic Values and Resilience: An Exploration of Crisis Management Adaptation // Public Administration. 2014. №92. Р. 692–706.
33. Ulmer R. R., Seeger M. W., Sellnow T. L. Effective crisis communication. Moving from crisis to opportunity. New York: Sage Publications, 2017. 240 p.
34. Upadhyay S., Upadhyay N. Mapping crisis communication in the communication research: what we know and what we don’t know // Humanities and Social Sciences Communications. 2023. №10. P. 1–19.
35. Valackienė A., Virbickaitė R. Conceptualization of crisis situation in a company // Journal of Business Economics and Management. 2011. №12. Р. 317–331.
36. Voges T. S., Yan Jin, Buckley C., et al. A new framework for managing “crisis spillover” as a type of sticky crisis: Initial insights from a crisis communication expert panel [Электронный ресурс] // Public Relations Review. 2024. №50. URL: https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0363811124000031 (дата обращения: 09.09.2024).
37. Zahariadis N., Petridou E., Exadaktylos T., et al. Policy styles and political trust in Europe’s national responses to the COVID-19 crisis // Policy Studies. 2023. №44. Р. 46–67.
38. Zillich A. F., Göbbel R., Stengel K., et al. Proactive crisis communication? News coverage of international conflicts in German print and broadcasting media // Media, War & Conflict. 2011. №4. Р. 251–267.