Preview

Российский социально-гуманитарный журнал

Расширенный поиск

РОЛЬ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ И ПРОИЗВОЛЬНОЙ РЕГУЛЯЦИИ В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ БЛАГОПОЛУЧИИ ПОДРОСТКОВ, НАХОДЯЩИХСЯ В ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2023-2-1321

Аннотация

Цель. Анализ роли воспринимаемой социальной поддержки и произвольной регуляции в психологическом благополучии подростков-правонарушителей и подростков, проживающих в семьях в социально опасном положении.

Процедура и методы. В ходе эмпирического исследования на выборке из 82 подростков мужского пола от 11 до 17 лет проведена диагностика с помощью шкалы воспринимаемой социальной поддержки MSPSS Д. Зимета, шкалы для изучения произвольной регуляции в подростковом возрасте Т. О. Риппинен, шкалы воспринимаемого стресса (ШВС-Д) Б. П. Уайт и многомерной шкалы удовлетворённости жизнью школьников (ШУДЖИ). В ходе обработки результатов использовались корреляционный и регрессионный анализ.

Результаты. Установлено, что школьное благополучие зависит лишь от произвольной регуляции, а удовлетворённость собой, отношениями в семье и с друзьями зависит от воспринимаемой социальной поддержки и произвольной регуляции. При контроле воспринимаемой поддержки и произвольной регуляции вклад воспринимаемого стресса в благополучие становится незначимым, что указывает на вероятную важность этих ресурсов для совладания со стрессом и снижения его влияния на благополучие.

Теоретическая и практическая значимость. Уточнены теоретические представления о роли социальной поддержки и произвольной регуляции на особой выборке подростков; подтверждён важный для практической деятельности вывод о решающем значении произвольной регуляции в школьном благополучии.

Об авторах

Ольга Александровна Казанцева
https://vk.com/id613759526
Алтайский государственный педагогический университет
Россия

Уполномоченный по правам ребенка в Алтайском крае, 1169-9429



Татьяна Александровна Гурьянова
https://vk.com/id291799252
Алтайский государственный педагогический университет
Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии Института психологии и педагогики, 2566-4830



Список литературы

1. Головей Л. А., Данилова М. В. Структура субъективного благополучия и удовлетворенности жизнью в подростковом возрасте // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2019. Т. 8. № 1. C. 38–45.

2. Гордеева Т. О., Лункина М. В., Сычев О. А. Источники оптимистического мышления и благополучия подростков // Вопросы психологии. 2018. № 5. C. 13–32.

3. Ермолаева М. В., Смирнова О. В. Особенности родительского общения как фактор психологического благополучия подростков // Психологическая наука и образование. 2020. Т. 25. № 1. C. 51–62.

4. Леонтьев Д. А. Счастье и субъективное благополучие: к конструированию понятийного поля // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. 2020. № 1. C. 14–37.

5. Лифинцев Д. В., Серых А. Б., Лифинцева А. А. Социальная поддержка как фактор психического благополучия детей и подростков // Национальный психологический журнал. 2016. № 4. C. 71–78.

6. Мачинская Р. И., Захарова М. Н., Ломакин Д. И. Регуляторные системы мозга у подростков с признаками девиантного поведения. Междисциплинарный анализ // Физиология Человека. 2020. Т. 46. № 3. C. 37–55.

7. Многомерная шкала удовлетворенности жизнью школьников / О. А. Сычев, Т. О. Гордеева, М. В. Лункина, Е. Н. Осин, А. Н. Сиднева // Психологическая наука и образование. 2018. № 6. C. 5–15.

8. Моросанова В. И., Бондаренко И. Н., Фомина Т. Г. Осознанная саморегуляция и личностно-мотивационные особенности младших подростков с различной динамикой психологического благополучия // Психологическая наука и образование. 2019. Т. 24. № 4. C. 5–21.

9. Обновленная версия шкалы MSPSS как инструмент исследования субъективной оценки личностью воспринимаемой социальной поддержки / К. А. Чистопольская, С. Н. Ениколопов, Е. Л. Николаев, Г. А. Мысина, С. Э. Дровосеков // Высшее образование в условиях глобализации: тренды и перспективы развития: материалы XII Международной учебно-методической онлайн-конференции, Чебоксары, 29 октября 2020 г. / под ред. А. Ю. Александрова, Е. Л. Николаева. Чебоксары: Издательство Чувашского университета, 2020. C. 323–326.

10. Овчарова Е. В., Полина А. П. Совладающее поведение как фактор поддержания психологического благополучия подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации // Национальная ассоциация ученых. 2020. № 61-4. C. 37–40.

11. Рассказова Е. И., Гордеева Т. О., Осин Е. Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики COPE // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 1. C. 82–118.

12. Рахманина И. Н., Овсянникова Т. Ю., Тайсаева С. Б. Особенности нейропсихологического пространства подростков с отклоняющимся поведением // Вестник Психотерапии. 2019. № 72. C. 46–57.

13. Роль различных источников социально-психологической поддержки в субъективном благополучии несовершеннолетних, ожидающих решения суда в следственном изоляторе / Л. А. Шайгерова, А. Г. Долгих, Ф. И. Ушков, О. В. Алмазова // Прикладная юридическая психология. 2019. № 4. C. 39–49.

14. Самооценка и косвенная оценка стресса и стрессовой ситуации детьми 8–12 лет / Н. Е. Харламенкова, Д. А. Никитина, Е. Н. Дымова, Н. Е. Шаталова // Психология. Журнал Высшей Школы Экономики. 2023. Т. 20. № 1. C. 151–167.

15. Шкала для изучения произвольной регуляции у подростков / Т. О. Риппинен, Е. Р. Слободская, Н. Б. Семенова, Л. В. Лаптева, О. С. Корниенко, Н. А. Федорова // Психологический журнал. 2018. Т. 39. № 1. C. 81–93.

16. Andrews F. M., Withey S. B. Social indicators of well-being: Americans’ perceptions of life quality. New York: Plenum Press, 1976. 455 p.

17. DeLisi M., Vaughn M. G. Foundation for a temperament-based theory of antisocial behavior and criminal justice system involvement // Journal of Criminal Justice. 2014. Vol. 42. № 1. P. 10–25.

18. Further validation of the Satisfaction with Life Scale: Evidence for the cross-method convergence of well-being measures / W. Pavot, E. D. Diener, C. R. Colvin, E. Sandvik // Journal of personality assessment. 1991. Vol. 57. № 1. P. 149–161.

19. Ryff C. D. Psychological well-being in adult life // Current directions in psychological science. 1995. Vol. 4. № 4. P. 99–104.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 178


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.