СОЦИОЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ РАССМОТРЕНИЯ ЛЕКСИЧЕСКОГО УРОВНЯ ПЛАНА ВЫРАЖЕНИЯ ЖАНРА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ТЕКСТОВ ДЖ. ДОС ПАССОСА КАК ПИСАТЕЛЯ ГРУППЫ «ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ»
https://doi.org/10.18384/2224-0209-2023-3-1311
Аннотация
Цель. Доказать с позиций социолингвистики, а именно плана выражения жанра произведений Дж. Дос Пассоса на лексическом уровне принадлежность художественных текстов писателя 20-х–30-х гг. ХХ в. к текстам группы американских авторов «потерянного поколения» этого же периода.
Процедура и методы. Применяя метод контекстологического анализа художественного текста и базируясь на отобранной нами ранее методом сплошной выборки лексике, произведён её анализ с использованием описательного и сравнительно-сопоставительного методов. Подсчёт выделенных лексем происходил посредством использования количественного метода, после чего результаты исследования интерпретировались.
Результаты. Лексический уровень плана выражения жанра в четырёх произведениях Дж. Дос Пассоса и анализ лексем, находящихся в поле основных социальных контекстов – «война» и «праздность», – позволил доказать, что план выражения на этом уровне в произведениях Дж. Дос Пассоса в целом совпадает с планом выражения текстов группы «потерянных», поэтому можно говорить о принадлежности не только художественных текстов Дос Пассоса, но и самого писателя к упомянутой группе писателей и с позиций социальной лингвистики.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты показывают важность применения методов социолингвистического анализа жанра художественных текстов для вычленения в них социально маркированной лексики, что даёт возможность выявлять и содержательно толковать новое социальное знание в других текстах и у других авторов. Применение данного метода в объяснении социальной действительности, действий участников коммуникативных контекстов в общем социальном контексте поможет лучше понять историю и культуру страны, её приоритеты.
Об авторах
Людмила Александровна СтативкаРоссия
кандидат филолог. наук, независимый исследователь 3896-3032
Ирина Олеговна Мазирка
Россия
доктор филологических наук, профессор кафедры теории языка, англистики и прикладной лингвистики
Список литературы
1. Богин Г. И. Техники понимания – общелингвистическая и общефилологическая проблема // Веснік Гродзенскага дзяржаунага універсітэта. 2000. Т. 1. № 3. С. 118–125.
2. Гальперин И. Р. Избранные труды. М.: Высшая школа, 2005. 254 с.
3. Лобина Ю. А. Вариативность учебного межкультурного дискурса: жанр в метакоммуникативном аспекте // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2013. № 1. С. 134–140.
4. Лысакова И. П. Избранные труды по филологии и лингводидактике. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2021. 446 с.
5. Мазирка И. О. Психологические и лингвистические аспекты исследования личности в научной и художественной литературе // Прикладная психология и психоанализ. 2004. №4. С. 50–55.
6. Мазирка И. О. Социолингвистический аспект особенностей жанра и стилистики художественных текстов Ф. С. Фицджеральда // Наука на благо человечества – 2020: материалы Международной научной онлайн-конференции молодых учёных (статьи преподавателей и аспирантов), Москва, 20–24 апреля 2020 г. / отв. ред., сост. Е. А. Певцова. М.: Московский государственный областной университет, 2020. С. 67–72.
7. Стативка Л. А. Социолингвистический анализ творчества американских писателей «потерянного поколения»: дис. ... канд. филол. наук. Мытищи, 2021. 218 с.
8. Хомутова Т. Н. Жанр как объект лингвистического исследования // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2004. Вып. 1. № 7. С. 26–29.
9. Хомутова Т. Н. Типология жанра: от теории к практике // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Лингвистика. 2006. Вып. 3. № 6. С. 60–64.
10. Biber D., Conrad S. Regester, Genre and Style. Cambridge: Cambridge University Press, 2009. 344 p.
11. Miller C. R. Genre as a social action // Quarterly journal of speech. 1984. № 70. P. 151–167.