Preview

Российский социально-гуманитарный журнал

Расширенный поиск

СЕМЬЯ КАК СРЕДА СОХРАНЕНИЯ МИНОРИТАРНОГО ЯЗЫКА

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2023-3-1305

Аннотация

Цель. Показать, как сохраняется миноритарный язык догон в традиционной африканской семье в условиях мультилингвальной среды столицы Мали Бамако.

Процедура и методы. В исследовании использовались методы анкетирования респондентов – членов одной семьи догонов, состоящей из 13 человек; включённое интервью с письменной фиксацией процесса интервьюирования. Далее проводился опрос жителей Бамако – 94 человека этнической принадлежности догон в возрасте от 18 до 45 лет.

Результаты. Члены семьи находятся в постоянном контакте с тремя языками: догон – языком культурной самобытности, который они защищают, бамана – лингва франка столицы, доминирующим в их окружении и служащим социальной интеграции; французским языком как официальным, который играет роль посредника. Информанты своеобразно выбирают тот или иной язык в зависимости от ситуации общения.

Теоретическая и практическая значимость. Исследование имеет практическую значимость для выработки грамотной языковой политики Мали по отношению к языкам этнических меньшинств. Оно вносит определённый вклад в типологию языковых ситуаций в многоязычном государстве.

Об авторах

Ирина Ивановна Валуйцева
Государственный университет просвещения
Россия

Кафедра теории языка, англистики и прикладной лингвистики, профессор

spin 5655-1084



Яя Траоре
Государственный университет просвещения
Мали

Кафедра теории языка, англистики и прикладной лингвистики, аспирант



Список литературы

1. Ткачук Н. В. Роль семьи в сохранении родных языков малых народов: социологический опрос учащихся Ханты-Мансийского автономного округа – Югра // Социальная компетентность. 2020. Т. 5. № 1. C. 138–149.

2. Франко Е. П., Франко М. В. Экология языка в современном обществе // Политическая лингвистика. 2019. № 5. С. 26–33.

3. Никольский Л. Б. Синхронная социолингвистика: теория и проблемы. М.: Высшая школа, 1976. 168 с.

4. Степанов Г. В. Типология языковых состояний и ситуаций в странах романской речи. М.: Наука, 1976. 141 с.

5. Calvet L.-J. La guerre des langues et les politiques linguistiques. Paris: Payot, 1987. 294 p.

6. Canut C. Dynamique plurilingue et imaginaire linguistique au Mali entre adhésion et résistance au bambara // Langage et société. 1996. № 78. P. 55–76.

7. Diarra A. Le Curriculum Bilingue dans l'enseignement fondamental au Mali: Etat des lieux de sa mise en œuvre: Thèse de doctorat en science du langage. Grenoble, 2020. 293 p.

8. Guindo A. S. Multilinguisme et enseignement/apprentissage des langues en Pays dogon (Mali): Thèse de doctorat en science du langage. Montpellier, 2021. 365 p.

9. Maiga H. La situation sociolinguistique au Mali // Dumont P., Santodomingo C. La coexistence des langues dans l'espace francophone, approche macrosociolinguistique. Montréal: AUPELF-UREF, 2000. P. 159–163.

10. Perrin G. La langue francaise au Mali. Paris: Institut de recherche sur la langue francaise, 1984. 94 p.

11. Skattum I. La francophonie subsaharienne: Afrique de l’Ouest, Afrique centrale, Djibouti // La francophonie – une introduction critique. Oslo, 2006. P. 161–247.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 217


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-0209 (Online)