ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЕ УРЕГУЛИРОВАНИЕ НЕТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ: СТРАТЕГИИ АДАПТАЦИИ И ИНТЕГРАЦИИ
https://doi.org/10.18384/2224-0209-2023-2-1283
Аннотация
Цель. Выявление сходств и различий в реализации стратегий интеграции и адаптации при институциональном урегулировании нетерриториальных межэтнических конфликтов.
Процедура и методы. Основное содержание исследования составляют сравнительный анализ и ивент-анализ примеров институционального урегулирования нетерриториальных межэтнических конфликтов с участием мусульманских мигрантских сообществ во Франции, Италии и Австрии.
Результаты. Автором сделан вывод, что национальные институты, при помощи которых реализуется политика адаптации или интеграции при урегулировании нетерриториальных межэтнических конфликтов, схожи –обе стратегии предполагают опору не столько на формальные, сколько на неформальные институты. Различия в основном заключаются в составе иммигрантских движений, которые вовлекаются в диалог с государством, и в разной степени вовлечённости иммигрировавших этнических меньшинств в культурную жизнь принимающего государства.
Теоретическая и/или практическая значимость. Материалы исследования могут быть использованы преподавателями при подготовке спецкурсов по урегулированию межэтнических конфликтов.
Об авторе
Алина Игоревна ФиляеваРоссия
старший преподаватель кафедры гуманитарных дисциплин
Список литературы
1. Бибикова О. П. Ислам в Австрии // Россия и мусульманский мир. 2014. № 4. С. 97–109.
2. Бибикова О. П. Ислам и мусульмане на Апеннинском полуострове // Россия и мусульманский мир. 2013. № 6. С. 109–137.
3. Биссон Л. С. Ислам и Республика во Франции // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2020. № 2. С. 117–122.
4. Гордон А. В. Ислам во Франции: опыт интеграции // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 9: Востоковедение и африканистика. 2019. № 3. С. 5–53.
5. Нечитайло Д. А. Ислам в Италии // Россия и мусульманский мир. 2009. № 2. C. 122–137.
6. Осипов Е. А. Умеренный ислам во Франции как перспектива выхода из кризиса идентичности // Новая и новейшая история. 2019. № 5. С. 156–165.
7. Пинюгина Е. В. Мусульмане в Австрии: проблемы и достижения интеграции // Вестник МГИМО Университета. 2012. № 5. С. 103–110.
8. Повразнюк К. В. Роль мусульманских организаций в сообществах Великобритании, Германии, Франции и Италии // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2010. Т. 6. № 4. С. 116–129.
9. Семененко И. С. Интеграция инокультурных сообществ в развитых странах // Управление государством: проблемы и тенденции развития / под ред. А. И. Соловьева. М.: Политическая энциклопедия, 2008. С. 448–501.
10. Шумилин А. И. Франция: Республика против "политического ислама" (часть I) // Научно-аналитический вестник Института Европы РАН. 2021. № 1. С. 54–61.
11. Язькова В. Е. Миграция в Италии: роль католической церкви в формировании общественного мнения // Современная Европа. 2017. № 5. C. 105–114.
12. Abid L. J. Muslims in Austria: integration through participation in Austrian society // Journal of Muslim minority affairs. 2006. Vol. 26. № 2. P. 263–276.
13. Horowitz D. L. Ethnic groups in conflict. California: University of California Press, 1985. 697 p.
14. Lijphart A. Democracy in plural societies: a comparative exploration. New Haven; London: Yale University Press, 1980. 248 p.
15. Naso P. Visible but unrecognized. The case of italian Islam // De Europa. 2021. Vol. 4. № 2. P. 35–47.