ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ЦИФРОВЫХ КОРПОРАЦИЙ
https://doi.org/10.18384/2224-0209-2023-1-1235
Аннотация
Цель. Определение политической субъектности транснациональных цифровых корпораций в современном мире.
Процедура и методы. В качестве предмета исследования выделены сетевые эффекты, возникающие в рамках функционирования современных цифровых платформ. В работе проведён анализ таких эффектов современного коммуникативного пространства, как «цифровые капсулы», деплатформинг, аватаризация и власть алгоритмов. Выделены особый статус и определение политической субъектности транснациональных цифровых корпораций.
Результаты. Сделаны выводы, что алгоритмы, выполняющие функции на платформах, оказывают значительное влияние на коммуникационное и информационное пространство и при этом не являются самодостаточным политическим субъектом.
Теоретическая и практическая значимость. Сформулировано авторское определение политической субъектности цифровых корпораций, приведены примеры влияния на платформы со стороны государственных институтов, рассмотрены сценарии развития политической субъектности у цифровых платформ.
Об авторе
Андрей Анатольевич ЧебанРоссия
Аспирант кафедры государственной политик Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; 8561-1235
Список литературы
1. Анкерсмит Ф. Эстетическая политика. Политическая философия по ту сторону факта и ценности / пер. с англ. Д. Кралечкина. М.: ИД ВШЭ, 2014. 331 с.
2. Ахременко А. С. Влияние силового подавления протеста на обсуждение протестной акции в социальных сетях // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены (электронный научный журнал). 2019. № 5. URL: www.monitoringjournal.ru (дата обращения: 15.12.2022).
3. Барбрук Р. Интернет-революция: от капитализма доткомов к кибернетическому коммунизму / пер. с англ. Е. Мариничевой, Л. Левоквича-Маслюка. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 128 с.
4. Боташева А. К. Основные проблемы глобализации мировой экономики как детерминирующие факторы современного терроризма // Право и политика. 2009. № 1. С. 84–89.
5. Бродовская Е. В. Цифровое поколение: гражданская мобилизация и политический протест российской // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены (электронный научный журнал). 2019. № 5. URL: www.monitoringjournal.ru (дата обращения: 16.12.2022).
6. Володенков С. В., Федорченко С. Н. Традиционные политические институты в условиях цифровизации: риски и перспективы трансформации // Дискурс-Пи. 2022. Т. 19. № 1. С. 84–103. DOI: 10.17506/18179568_2022_19_1_84
7. Володенков С. В., Артамонова Ю. Д. Информационные капсулы как структурный компонент современной политической интернет-коммуникации // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. 2020. № 53. С. 188–196. DOI: 10.17223/1998863Х/53/20
8. Гомеров И. Н. Политическая субъектность России // Развитие территорий. 2016. № 2. С. 46–58.
9. Гомеров И. Н. Субъект как смысловое ядро политической субъектности // Развитие территорий. 2015. № 3. С. 57–59.
10. Джармокова Ж. А. Влияние теневых субъектов политики на политическую власть // Научные исследования и разработки молодых ученых. 2014. № 1. С. 61–64.
11. Журавлев А. Л. Коллективный субъект: основные признаки, уровни и психологические типы // Психологический журнал. 2009. Т. 30. № 5. С. 72–80.
12. Миронов В. В. Цифровая пещера как возможный вектор развития культуры // XIX Международные Лихачевские научные чтения «Мировое развитие: проблемы предсказуемости и управляемости»: материалы научной конференции, Санкт-Петербург, 22–24 мая 2019 г. / под ред. А. С. Запесоцкого. СПб.: СПбГУП, 2019. С. 183–186.
13. Новые субъекты и технологии государственной политики: актуальная практика и перспективы / С. В. Володенков, А. В. Сидоров, А. И. Щербинин, А. В. Манойло, С. Н. Федорченко, А. Л. Зверев, В. В. Митева, М. В. Подрезов, В. И. Федоров // Журнал политических исследований. 2021. Т. 5. № 1. С. 65–91. DOI: 10.12737/2587-6295-2021-5-1-65-91
14. Срничек Н. Капитализм платформ / пер. с англ. М. Добряковой. М.: ИД ВШЭ, 2019. 128 с.
15. Федорченко С. Н. Феномен искусственного интеллекта: гражданин между цифровым аватаром и политическим интерфейсом // Журнал политических исследований. 2020. Т. 4. № 2. С. 34–57.
16. Olsen M., Schneier B., Zittrain J. Don’t Panic: Making Progress on the ‘Going Dark’ Debate. Cambridge: Berkman Center Research Publication, 2016. 38 p.
17. Rosenau J. N., Czempiel E. O., Smith S. Governance without Government: Order and Change in World Politics. Cambridge: Cambridge University Press, 1992. 60 p.
18. Swartz D. Culture & Power: The Sociology of Pierre Bourdieu. Chicago: University of Chicago Press, 1998. 333 p.
19. Van Dijck J., de Winkel T., Schäfer M. Deplatformization and the governance of the platform ecosystem // New Media & Society. 2021. P. 60–66. DOI: 10.1177/14614448211045662
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Чебан А.А. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫХ ЦИФРОВЫХ КОРПОРАЦИЙ. Российский социально-гуманитарный журнал (Прежнее название: «Вестник Московского государственного областного университета»). 2023;(1). https://doi.org/10.18384/2224-0209-2023-1-1235
For citation:
Cheban A.A. POLITICAL SUBJECTIVITY OF TRANSNATIONAL DIGITAL CORPORATIONS. Russian Social and Humanitarian Journal. 2023;(1). https://doi.org/10.18384/2224-0209-2023-1-1235