АНАЛИЗ ДЕСТРУКТИВНОГО ИНФОРМАЦИОННО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ ПОСРЕДСТВОМ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РОССИЙСКИХ ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ
https://doi.org/10.18384/2224-0209-2022-4-1160
Аннотация
Цель. Проведение анализа способов и приёмов деструктивного информационно-психологического воздействия на российских пользователей посредством телекоммуникационных технологий.
Процедура и методы. Ключевыми исследовательскими методами стали контент-анализ и интент-анализ. Категории анализа, которые использовались в исследовании: тема, тональность, объект воздействия. Кроме того, были задействованы категории, специфические для контента социальных медиа, в частности количество просмотров, количество лайков, комментариев и репостов. В качестве источников информации для анализа были отобраны статьи в электронных СМИ, материалы популярных видеохостингов и наиболее посещаемых пользователями российского сегмента интернета телеграм-каналов. Содержание наиболее релевантных примеров отобранных сообщений приведено в статье вместе со ссылками на онлайн-источники. Отобранные по описанным выше категориям на основе более чем 500 статей и сообщений данные подвергнуты дальнейшему осмыслению на предмет выявления приёмов, способов и технологий информационно-психологического воздействия.
Результаты. Статья посвящена описанию и анализу арсенала приёмов деструктивного информационно-психологического воздействия посредством различных телекоммуникационных технологий, применяемых на различных информационных площадках. Проводится также анализ основных тенденций в информационной сфере, связанных с формированием негативных эмоций (неопределённость, страх, паника) в сознании российского общества. Выявлены особенности телекоммуникации (анонимность и мультимодальность), которые негативно влияют на сознание всего российского общества, а потому становятся информационным оружием, направленным против российского населения. Проведённый анализ позволил сформулировать вероятные цели деструктивного информационно-психологического воздействия коллективного Запада на российское общество, выявить и описать основные тенденции их развития.
Теоретическая и практическая значимость. Выявлены риски и угрозы для психологической и информационной безопасности общества через распространение телекоммуникационных технологий, использующих определённые способы и приёмы деструктивного информационно-психологического воздействия. Проведённое исследование позволило наметить и сформулировать способы противодействия такому воздействию.
Об авторах
Татьяна Петровна СкрипкинаРоссия
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социологии, социальной психологии управления и истории
Александр Александрович Макаренков
Россия
соискатель кафедры социологии, социальной психологии управления и истории
Список литературы
1. Белинская Е. П., Столбова Е. А., Цикина Е. О. Динамика информационных поисковых запросов о COVID-19 на этапе самоизоляции // Социальная психология и общество. 2020. Т. 11. № 4. С. 105–119.
2. Войскунский А. Е. Преобразование общения, опосредствованного компьютером: автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1990. 26 с.
3. Скрипкина Т. П. Социально-психологические особенности пользователей интернета // Цифровое общество в культурно-исторической парадигме: коллективная монография / под ред. Т. Д. Марцинковской, В. Р. Орестовой, О. В. Гавриченко. М.: Московский государственный педагогический университет, 2019. С. 231–240.
4. Рыжков К. Л. Интернет-мемы как новое социально-культурное явление // Человек и культура. 2021. № 4. С. 143–150.
5. Баранов С. Тринадцатый знак. Мемы в информационной войне против русского народа // Изборский клуб. Русские стратегии. 2018. № 4. С. 50–59.
6. Иванищева О. Н. Фейки как разновидность социальной информации // Человек. Культура. Образование. 2020. № 1. С. 63–73.
7. Караяни А. Г., Караяни Ю. М. Информационно-психологическое воздействие в контексте парадигмы стратегических коммуникаций // Национальный психологический журнал. 2021. № 1. С. 3–14.
8. Лазарева И. Ю. Профилактика деструктивного информационно-психологического воздействия на молодёжь в сети Интернет // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2021. Т. 26. № 4. С. 416–422.
9. Рудаков Д. П., Дидык Б. В., Рудаков Е. Д. Современные электронные средства (интернет, видеоканалы) как основной инструмент информационно-психологических воздействий на общественное сознание // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. 2021. № 2. С. 152–164.
10. Чигринский П. А. Методы информационно-психологического воздействия посредством медиатехнологий // Вестник Московского гуманитарно-экономического университета. 2021. № 2. С. 474–480.