СОПОСТАВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ОБРАЗОВ ОБЛАСТИ, ТАРГЕТИРУЕМЫХ ТОПОНИМИЧЕСКИМИ СИНОНИМАМИ-СТИМУЛАМИ, В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ СТУДЕНТОВ
https://doi.org/10.18384/2224-0209-2022-4-1133
Аннотация
Цель. Сопоставление образов области, актуализируемых топонимическими синонимами-стимулами Кузбасс и Кемеровская область в языковом сознании молодёжи.
Процедура и методы. Материалом исследования послужили 723 ассоциации, полученные в ходе проведения направленного цепочечного ассоциативного эксперимента, в котором приняли участие 100 студентов Кемеровского государственного университета.
Результаты. Выявлена унификация одного периферийного и нескольких ядерных тематических секторов ассоциативных полей, сформированных на основе реакций на топонимические синонимы-стимулы Кузбасс и Кемеровская область.
Теоретическая значимость. Результаты исследования вносят вклад в развитие психолингвистических исследований, затрагивая вопросы вариативности стимулов. Теоретическая ценность обусловлена выявлением изменений ассоциаций, таргетируемых топонимами при изменении или объединении последних, как в случае с наименованием Кемеровской области, ставшей официально Кемеровской областью – Кузбассом 3 года назад.
Об авторах
Вероника Александровна КаменеваРоссия
д.филол.н., профессор,
профессор кафедры романо-германской филологии
Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций
Кемеровского государственного университета
Ирина Станиславовна Морозова
Россия
профессор, заведующий кафедрой акмеологии и психологии развития, директор Института образования ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет»
Светлана Вячеславовна Коломиец
Россия
кандидат филологических наук, доцент кафедры романо-германской филологии Института филологии, иностранных языков и медиакоммуникаций
Кемеровского государственного университета
Таисия Евгеньевна Варакина
Россия
ассистент кафедры акмеологии и психологии развития Института образования ФГБОУ ВО «Кемеровский государственный университет».
Список литературы
1. Бутакова Д. А., Сидорова Н. В. Образ Сибирского города в представлении его жителей (на примере социологического исследования в г. Иркутске) // Вестник Иркутского государственного технического университета. 2015. № 4 (99). С. 221–224.
2. Герасимчук Д. М., Мельник Н. В. Образ Кемеровской области в обыденном языковом сознании жителей страны как результат политического позиционирования региона // Филология и человек. 2019. № 2. С. 111–123. DOI: 10.14258/filichel(2019)2-10
3. Гуськова С. В. Формирование имиджа региона средствами массовой информации: опыт социологического исследования // Региональные проблемы преобразования экономики. 2018. № 11 (97). С. 176–182. DOI: 10.26726/1812-7096-2018-11-176-182
4. Дударева Я. А. Кузбасс и Кемеровская область как топонимические синонимы // Культура и текст. 2019. № 2 (37). С. 178–188.
5. Кичигин С. В. Проблемы использования двойных наименований субъектов Российской Федерации на примере Кемеровской области // Oeconomia et Jus. 2020. № 2. С. 68–75. DOI: 10.24412/cl-18644678
6. Кондратьева О. Н., Фролова Т. И. Oбраз региона в обыденном языковом сознании его жителей (на примере образа Кузбасса) // Психолінгвістика: Науково-теоретичний збірник. 2018. № 24-2. С. 78–97.
7. Мельник Н. В., Макрушина Ю. А. Образ Кузбасса в обыденном языковом сознании школьника // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5 (72). С. 451–455.
8. Мельник Н. В., Язева Е. Е. Образ Кузбасса в представлении телеутов – малочисленного коренного народа Кемеровской области (на материале сочинений школьников села Беково) // Донецкие чтения 2018: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: материалы III Междунар. науч. конф. Донецк, 25 октября 2018 г. / под ред. С. В. Беспаловой. Донецк: Изд-во ДонНУ, 2018. Т. 5. С. 16–19.
9. Морозова Т. А. Имидж города как основа его продвижения // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2010. № 1. С. 73–77.
10. Подойницына И. И. Опыт имидж-моделирования в Республике Саха (Якутия) и Республике Вьетнам // Вестник Северо-Восточного федерального университета им. М. К. Аммосова. 2013. Т. 10. № 2. С. 159–164.
11. Рассадина Т. А. Имидж региона: аспекты формирования и оценки населения (на примере Ульяновской области) // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. 2015. № 4 (36). С. 163–178.
12. Савельева И. В. Лингвоперсонологические модели восприятия территории (на примере Кемеровской области) // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2019. Т. 12. № 11. C. 369–373. DOI: 10.30853/filnauki.2019.11.77
13. Сафина А. Э. Имидж города Казани // Science Time. 2016. № 6 (30). С. 298–304.
14. Сидорова Н. В., Струк Е. Н., Зимина Е. В. Современные бренды как образы города в представлении общественности: анализ исследований на примере города Иркутска // Известия Байкальского государственного университета. 2019. Т. 29. № 2. С. 198–206. DOI: 10.17150/2500-2759.2019.29(2).198-206
15. Сушненкова И. А. Лингвокогнитивное моделирование как перспективный метод исследования регионального имиджа (на примере имиджа Омской области) // Вестник Омского университета. 2011. № 4 (62). С. 233–237.
16. Федорова Р. А. Формирование имиджа Республики Саха (Якутия) // Коммуникология: электронный научный журнал. 2019. Т. 4. № 1. С. 58–65.
17. Чевтаева Н. Г., Ручкин А. В., Сергеева Т. А. Анализ восприятия имиджа региона в общественном сознании (на примере Свердловской области) // Вопросы управления. 2017. № 2 (45). С. 138–143.
18. Чепкасов А. В. Моделирование имиджа Кузбасса по данным СМИ // Мир русского слова. 2018. № 2. С. 36–40. DOI: 10.24411/1811-1629-2018-12036
19. Шипицин А. И., Марченко А. Ю. Актуальный имидж Волгограда глазами студенческой молодежи // Logos et Praxis. 2019. Т. 18. № 2. С. 109–118. DOI: 10.15688/lp.jvolsu.2019.2.10