Preview

Российский социально-гуманитарный журнал

Расширенный поиск

ОСОБЕННОСТИ ВЕРБАЛИЗАЦИИ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛИ «ПИСАТЕЛЬ» В ДНЕВНИКОВОМ ДИСКУРСЕ Л. Н. ТОЛСТОГО И ДЖ. ФАУЛЗА В СОПОСТАВИТЕЛЬНОМ АСПЕКТЕ

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2020-4-1037

Аннотация

Цель - изучение использования отрезков текста со сменным субъектом речи в дневниковом дискурсе на предмет их способности передачи эмотивного состояния нарратора. Процедура и методы. Исследование проведено с помощью многоступенчатого дискурсивного анализа, последовательно включающего контекстологический, лингвокультурологический, квантитативный этапы. Результаты. Установлено, что социальная роль «писатель» представляет собой сложный лингвистический феномен, обладающий значительным семантическим и функциональным потенциалом, не сводящийся в однозначный конструкт ни в плане формы, ни в плане содержания. Практическая значимость. Эксперимент убедительно доказывает, что инструмент переключения с одной тематической канвы на другую заметно повышает эмотивность и смысловую содержательность текста в целом. Не менее значимым выводом считаем возможность использовать интертекстуальные вкрапления как способ релевантной характеристики языковой личности, что может внести вклад в развитие теории языка, положив начало такому направлению, как интердискурсивная характерология.

Об авторе

Е. Ю. Пугачева
Московский государственный областной университет
Россия


Список литературы

1. Булдакова Ю. В. Особенности автометаописания в дневниковом дискурсе «Незамеченного поколения» (Дневник Б. Ю. Поплавского) // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2008. № 4-1. С. 154-158.

2. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / пер. с англ. А. П. Исаевой. М.: АСТ, АСТ МОСКВА; Владимир: ВКТ, 2009. 478 с.

3. Зиннатуллина З. Р. Специфика национальной самоидентификации в дневниках Дж. Фаулза // Филология и культура. 2011. № 1 (23). С. 239-241.

4. Копаева Е. В. Эмотивные средства языка как способ вербализации критического отношения к действительности (на материале англоязычных текстов жанра эссе) // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2012. № 17 (650). С. 108-130.

5. Левченко М. Н. Роман Г. Бёлля «Глазами клоуна» и его языковое пространство // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2019. № 2. С. 15-23. DOI: 10.18384/2310-712X-2019-2-15-23.

6. Лукин Д. С. Лингвокультурное представление о языковой личности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Лингвистика. 2015. № 4. С. 78-84. DOI: 10.18384/2310-712X-2015-4-78-84.

7. Ромашкина М. В. Дневник как литературная форма (С. Киркегор, М. Ю. Лермонтов, Ф. Кафка, А. Камю, Ж.-П. Сартр): дис. … канд. филол. наук. М., 2016. 182 с.


Рецензия

Просмотров: 277


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-0209 (Online)