Preview

Российский социально-гуманитарный журнал

Расширенный поиск

КРЕОЛИЗАЦИЯ ТЕКСТА КАК ТАКТИКА В РАМКАХ МАНИПУЛЯЦИОННОЙ СТРАТЕГИИ

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2020-4-1036

Аннотация

Цель. Выявление манипулятивного потенциала креолизованных текстов. Процедура и методы. Проанализированы 500 креолизованных текстов (текстов с иллюстрациями) в средствах массовой информации, рекламе и интернете за 2018-2019 гг. Добавление иллюстрации к вербальному тексту может иметь целью запланированное воздействие на адресата, отличное от воздействия вербального текста. Результаты. В ходе исследования, базировавшегося на сравнении формализованного содержания вербального текста и иллюстрации, было выявлено три группы манипулятивных тактик: 1) поддерживающие - с их помощью содержание текста получает поддержку, дополнительную защиту со стороны иллюстрации; 2) трансформирующие - их использование приводит к трансформации содержания текста, его изменению; 3) уводящие, предназначенные для отвлечения адресата от содержания вербального текста. Теоретическая и/или практическая значимость заключаются в возможности исследования содержания креолизованного текста математическими методами, что позволит создать формальные критерии выявления манипуляции.

Об авторах

И. В. Вашунина
Российский новый университет
Россия


В. А. Ильина
Российский новый университет
Россия


Список литературы

1. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и международная коммуникация: на материале креолизованных текстов. М.: Академия, 2003. 128 с.

2. Войшвилло Е. К. Понятие как форма мышления: логико-гносеологический анализ. М.: Издательство МГУ, 1989. 239 с.

3. Габриелова Е. В. Импликация и экспликация оценки как средство речевого воздействия: на материале микроблога Twitter: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2018. 25 с.

4. Елишев С. О. Социальное манипулирование современной молодежью: автореф. дис. … докт. социол. наук. М., 2018. 73 с.

5. Латышев Л. К., Северова Н. Ю. Технология перевода. 4-е изд., пер. и доп. М.: Юрайт, 2019. 263 с.

6. Новиков А. И. Семантика текста и ее формализация. М.: Наука, 1983. 215 с.

7. Пастуро М. Красный. История цвета / пер. с фр. Н. Кулиш. М.: Новое литературное обозрение, 2019. 160 с.

8. Пастуро М. Синий. История цвета / пер. с фр. Н. Кулиш. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 144 с.

9. Улановский A. Ложные метафоры счастья [Электронный ресурс]. URL: https://positivepathway.wordpress.com/2013/11/19/metaphor (дата обращения: 29.06.2020).

10. Яньшин П. В. Психосемантика цвета. СПб.: Речь, 2006. 368 с.

11. Itten J. Kunst der Farbe: Studienausgabe. Ravensburger, 1970. 94 s.

12. Huang S.-Y. The intersection of multimodality and critical perspective: Multimodality as subversion // Language Learning & Technology. 2015. № 19 (3). Р. 21-37.

13. Luo Y., Lin Y. Effects of Illustration Types on the English Reading Performance of Senior High School Students with Different Cognitive Styles [Электронный ресурс] // English Language Teaching. 2017. Vol. 10, № 9. URL: http://doi.org/10.5539/elt.v10n9p1 (дата обращения: 29.06.2020).

14. Riedel I. Farben in Religion, Gesellschaft, Kunst und Psychotherapie. Stuttgart: Kreuz, 1999. 268 s.

15. Stein J. P., Sehic S., Appel M. Machtvolle Bilder und Bildmanipulationen // Die Psychologie des Postfaktischen: Über Fake News,.,Lügenpresse“, Clickbait & Co. / hrsg. M. Appel. Berlin: Springer, 2020. S. 177-187.

16. Wildgen W. Visuelle Semiotik. Die Entfaltung des Sichtbaren. Vom Höhlenbild bis zur modernen Stadt. Bielefeld, 2013. 356 p.


Рецензия

Просмотров: 516


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-0209 (Online)