Preview

Вестник Московского государственного областного университета

Расширенный поиск

ПОЛЯРНЫЙ ИСЛАМ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ: РОЖДЕНИЕ ФЕНОМЕНА В КОНТЕКСТЕ «НОВОЙ» ЭТНО-СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2020-4-1042

Полный текст:

Аннотация

Цель. Рассмотреть и выявить специфику одного из самых малоизученных аспектов российских арктических исследований: мусульманское развитие в регионах быстро меняющегося российского Севера. Процедура и методы. В работе анализируются миграционные потоки, исследуется процесс формирования в северных регионах России мусульманских общин. Исследование опирается на анализ исламской инфраструктуры российского Севера: зарегистрированных мечетей, молитвенных домов и комнат и т. п. Результаты. Для описания того, как происходит появление и развитие новых исламских ареалов, вводится понятие «новая мусульманская география» России. Чтобы приблизиться к лучшему пониманию описываемого процесса, авторы обращаются к концепту «трансгрессия», который способен дать объяснение динамике постсоветского исламского развития в самых разных регионах: от столичных центров до мусульманских республик, от межгосударственных границ до полярной тундры. Теоретическая и практическая значимость. В работе сделан вывод о необходимости пересмотра традиционной концепции мусульманской регионализации, оцениваемой в рамках дихотомии двух макрорегионов: Северного Кавказа и Урало-Поволжья. Авторы предлагают рассматривать полярный ислам в качестве нового феномена постсоветской России - как закономерный продукт трудовой миграции в промышленные города Крайнего Севера из мусульманских регионов Кавказа и Центральной Азии.

Об авторах

А. К. Магомедов
Московский государственный лингвистический университет
Россия


М. А. Омаров
Российский государственный гуманитарный университет
Россия


Список литературы

1. Абдулагатов З. Дагестан и Татарстан: две тенденции в государственно-конфессиональных отношениях, определяемых российским исламом // Центральная Азия и Кавказ. 2005. № 1 (37). С. 57-67.

2. Громова Е. А. Трансгрессирующее общество: о метаморфозах социального порядка // Вестник Волгоградского университета. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2015. № 3 (29). С. 58-63.

3. Каштанова С. Н. Трансгрессия как социально-философское понятие: автореф. … дис. канд. филос. наук. СПб., 2016. 24 с.

4. Магомедов А. К. Появление и институционализация мусульманских сообществ в российских арктических городах: адаптационные практики и становление северной исламской идентичности // Межконфессиональные отношения в регионах российской Арктики и субарктики: сборник экспертно-аналитических докладов / отв. ред. М. А. Омаров. М.: РГГУ, 2019. С. 5-58.

5. Малашенко А. Два несхожих ренессанса // Отечественные записки. 2003. № 5. С. 56-65.

6. Опарин Д. Мусульманское пространство Томска и его акторы [Электронный ресурс] // RIDDLE Russia : [сайт]. [06.11.2019]. URL: https://www.ridl.io/ru/musulmanskoe-prostranstvo-tomska-i-ego-aktory/ (дата обращения: 20.10.2020).

7. Goncharova N. Russische Muslime in Tatarstan und Dagestan: Zwischen Autonomie und Integration // Auf Der Suche nach Eurasien. Politik, Religion und Alltagskultur zwischen Russland und Europa / Hg. M. Kaiser. Bielefeld: Transcript, 2004. S. 220-247.

8. Laruelle M. Central Asian Migrants as New Actors in Russia’s Arctic Urban Landscape // Urban Sustainability in the Arctic: Visions, Contexts, and Challenges / ed. by M. Laruelle, R. Orttung. Washington DC: IERES, 2017. P. 463-473.

9. Laruelle M., Hohmann S. Polar Islam: Muslim Communities in Russia’s Arctic Cities // Problems of Post-Communism. 2020. Vol. 67. Iss. 4-5. P. 327-337. DOI: 10.1080/10758216.2019.1616565.

10. Migration and Remittances. Eastern Europe and the Former Soviet Union / ed. by A. Mansoor, B. Quillin. Washington DC: The World Bank, 2006. 236 p.

11. Sokolov D. Ugra, The Dagestan North: An Anthropology of Mobility Between the North Caucasus and Western Siberia // New Mobilities and Social Changes in Russia’s Arctic Regions / ed. by M. Laruelle. London: Routledge, 2016. P. 176-193.

12. Yarlykapov A. Divisions and Unity of the Novy Urengoy Muslim Community // Problems of Post-Communism. 2020. Vol. 67. Iss. 4-5. P. 338-347. DOI: 10.1080/10758216.2019.1631181

13. Yemelianova G. Islam and Nation Building in Tatarstan and Dagestan of the Russian Federation // Nationalities Papers. 1999. Vol. 27. No.4. P. 605-629.


Рецензия

Для цитирования:


Магомедов А.К., Омаров М.А. ПОЛЯРНЫЙ ИСЛАМ В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ: РОЖДЕНИЕ ФЕНОМЕНА В КОНТЕКСТЕ «НОВОЙ» ЭТНО-СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ. Вестник Московского государственного областного университета. 2020;(4):103-113. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2020-4-1042

For citation:


Magomedov A.K., Omarov M.A. POLAR ISLAM IN POST-SOVIET RUSSIA: THE BIRTH OF A PHENOMENON IN THE CONTEXT OF A “NEW” ETHNO-SOCIAL MOBILITY. Bulletin of Moscow Region State University. 2020;(4):103-113. (In Russ.) https://doi.org/10.18384/2224-0209-2020-4-1042

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-0209 (Online)