Preview

Российский социально-гуманитарный журнал

Расширенный поиск

ОБУЧЕНИЕ ФИЗИКЕ: ФЕНОМЕНЫ ПИАЖЕ У ШКОЛЬНИКОВ И ИХ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2012-4-556

Аннотация

Данная работа посвящена изучению особенностей когнитивного развития современных школьников и поиску способов эффективного развивающего обучения физике в средней школе. В эксперименте приняли участие 274 учащихся 5-10 классов. Результаты исследования показали, что значительная часть школьников имеет недостаточное развитие как пространственно-временных представлений, так и логических структур мышления и демонстрирует феномены Пиаже, характерные для дошкольников и младших школьников. В работе описаны педагогические приемы, которые ведут к развитию когнитивных способностей детей, создавая условия успешного перехода к формальному мышлению

Об авторе

С. А. Ошемкова

Россия


Список литературы

1. Венгер Л.А. Восприятие и обучение. - М.: Просвещение, 1969.

2. Венгер Л.А. Психологические основы диагностики умственного развития дошкольни- ков // Диагностика умственного развития дошкольников; под ред. Л.А. Венгера, В.В. Холмовской. - М.: Педагогика, 1978. - С. 7-31.

3. Возрастные и индивидуальные особенности образного мышления учащихся / Под ред.И.С. Якиманской. - М.: Педагогика, 1989.

4. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1934.

5. Гальперин П.Я., Эльконин Д.Б. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мыш- ления // Послесловие к кн.: Флейвелл Д.X. Генетическая психология Жана Пиаже. - М., 1967. - С. 596-621.

6. Звонкин А.К. Малыши и математика. Домашний кружок для дошкольников. - М.: МЦНМО, МИОО, 2006. - 240 с.

7. Каплунович И.Я.. Психологические закономерности развития пространственного мышления // Вопросы психологии. 1999. - № 1. - С. 60-68.

8. Обухова Л.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1981. - 191 с.

9. Ошемкова С.А. Генетический подход к обучению пропедевтическому интегрирован- ному курсу «Математика и механика» // Проблемы контроля и оценки качества обра- зования по физике. Общеобразовательные учреждения, педагогический вуз. Доклады научно-практической конференции. - М.: МГОУ, 2008. - С. 104-107.

10. Ошемкова С.А. Изучение логического мышления школьников 5-7 классов // Методы аналогии и моделирования курса физики. Общеобразовательные учреждения, педа- гогические вузы. Доклады научно-практической конференции. - М.: МГОУ, 2011. - С. 90-102.

11. Ошемкова С.А. Механическое движение. Учебное пособие для учащихся V-VI клас- сов. - М.: МГОУ, 2011. - 46 с.: ил.

12. Ошемкова С.А. Представления о времени и пространстве и феномены Пиаже у школь- ников // Научные и методические проблемы точных и естественных наук: сборник научных трудов. - М.: Изд-во МГОУ, 2011. - С. 127-136.

13. Пиаже Ж. (совместно с А. Шеминской). Генезис числа у ребенка // Избранные пси- хологические труды. - М.: Просвещение, 1969. - С. 233-565.

14. Пиаже Ж. Как дети образуют математические понятия // Вопр. психол. 1964. - № 6. - С. 121-126.

15. Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. - М.: «Про- свещение», 1969. - С. 55-231.

16. Пиаже Ж., Инельдер Б. Генезис элементарных логических структур. Классификация и сериация. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. - 416 с.

17. Подгорецкая Н.А. Изучение приемов логического мышления у взрослых. - М.: Изд- во Моск. ун-та, 1980. - 150 с.

18. Поддьяков Н.Н. Мышление дошкольника. - М.: Педагогика, 1977. - 272 с.

19. Поддьяков Н.Н. Формирование у дошкольников способности наглядно представлять перемещения предметов в пространстве // Сенсорное воспитание дошкольников; подред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1963. - С. 163-185.

20. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.

21. Сахаров Л.С. О методах исследования понятий // Психология, 1930. - Т. III. - Вып. I.

22. Чуприкова Н.И. Умственное развитие: Принцип дифференциации. - СПб.: Питер, 2007. - 448 с.

23. Шемякин Ф.Н. Ориентация в пространстве // Психологическая наука в СССР. М., 1959. Т. 1. С. 140-142.

24. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников. - М.: Педаго- гика, 1980. - 240 с.

25. Annett M. The classifi cation of instances of four common class concepts by children and adults // Brit. J. Educ. Psychol., 1959. - V. 29.

26. Garner W.R. Selective attention to attributes and to stimuli // Journ. of Experim. Psychol.: General. 1978. - V. 107. - № 3. Р. 287-308.

27. Minsky M. The structure for knowledge representation // Winston P.H. (ed.) The psychology of computer vision. - N.Y., 1975. - P. 249-338.

28. Wasson P.C. Regression on reasoning? - Brit. J. Psych., 1969, - V. 60.


Рецензия

Просмотров: 173


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-0209 (Online)