Preview

Российский социально-гуманитарный журнал

Расширенный поиск

МЕТОД СОЦИАЛЬНЫХ ИСТОРИЙ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЗАРУБЕЖНЫХ ИСТОЧНИКОВ)

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2018-1-863

Аннотация

Аннотация В статье рассматривается метод социальных историй как один из эффективных приёмов, применяющихся за рубежом в практике работы с детьми с нарушениями аутистического спектра с целью развития у них навыков социального взаимодействия, коммуникации, освоения ими социальных норм и правил поведения. Выявлено, что результативность применения данного метода увеличивается при его использовании в системе с другими методами развития социальной интеракции и коммуникативных умений у детей с аутистическими нарушениями, особенно в сочетании с методами визуальной поддержки, такими как картинки, знаки, символы, видео. Авторы отмечают, что валидность и надёжность метода социальных историй доказана полученными экспериментальными данными ряда исследователей.

Об авторах

С. А. Эстербрук
Ассоциация «Глобальные бихевиоральные решения»
Россия


Е. А. Орлова
Московский государственный психолого-педагогический университет
Россия


Т. А. Карпекова
Могилёвский государственный университет имени А. Кулешова
Россия


Список литературы

1. Башина В.М. Аутизм в детстве. М.: Медицина, 1999. 236 c.

2. Лебединская К.С., Никольская О.С. Диагностика раннего детского аутизма. М.: Просвещение, 1991. 53 с.

3. Питерс Т. Аутизм. От теоретического понимания к педагогическому воздействию. М.: Владос, 2002. 240 c.

4. Эстербрук С.А., Эстербрук Р.Л., Орлова Е.А., Карпекова Т.А. Теоретические и практические аспекты применения метода анализа вербального поведения для обучения и психологического сопровождения детей с аутизмом с нарушениями в развитии коммуникации и речи // Психология обучения. 2016. № 4. С. 102-114.

5. Шипицына Л.М., Первова И.Л. Социальная реабилитация детей с аутизмом: обзор иностранной литературы // Детский аутизм: хрестоматия / под ред. Л.М. Шипицыной. СПб.: Международный университет семьи и ребенка им. Р. Валленберга, 1997. С. 235-242.

6. American Psychiatric Association: Diagnostic and statistical manual of mental disorders. 4th ed. Washington, DC, 2005. 915 р.

7. Andrews S.M. Increasing game playing skills and social comprehension in school-aged children with autism using social stories: PhD thesis in Psychology Sciences. San Diego, 2004. 234 р.

8. Attwood T. Strategies for improving the social integration of children with Asperger syndrome // Autism. 2000. № 4. Р. 85-100.

9. Fombonne E. Epidemiological surveys of autism and other pervasive developmental disorders: An update // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2003a. № 33 (4). P. 365-382.

10. Heflin J.L., Alaimo D.F. Students with Autism Spectrum Disorders. New Jersey: Upper Saddle River Inc., 2007. 122 p.

11. Gray C.A. The new Social Story book. Arlington: Future Horizons, 2000. 120 p.

12. Gray C.A. Teaching children with autism to read social situations // Teaching children with autism: Strategies to enhance communication and socialization / ed. K.A. Quill. New York: Delmar, 1995b. P. 219-242.

13. Gray C.A., Garand J.D. Social stories: Improving responses of students with autism with accurate social information // Focus on Autistic Behavior. 1993. № 8 (1). P. 1-10.

14. Prelock P. Autism Spectrum Disorders: Issues in assessment and intervention. Austin: Pro-Ed, 2006. 604 p.

15. Thiemann K.S., Goldstein H. Social stories, written text cues, and video feedback: Effects on social communication of children with autism // Journal of Applied Behavior Analysis. 2000. № 34 (4). P. 425-446.

16. Using social stories to teach social and behavioral skills to children with autism / B.L. Swaggart et al. // Focus on Autistic Behavior. 1995. № 10 (1). P. 1-16.

17. Wing L. The Continuum of autistic characteristics // Diagnosis and Assessment in Autism / eds. E. Schopler, G.B. Mesibov. New York: Plenum Press, 1988. P. 91-110.

18. World Health Organization. International classification of functioning, disability and health. Geneva: Author, 2001. 84 p.


Рецензия

Просмотров: 276


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-0209 (Online)