Preview

Вестник Московского государственного областного университета

Расширенный поиск

ЭМОЦИОНАЛЬНО-РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА ДОШКОЛЬНИКА

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2018-1-868

Полный текст:

Аннотация

Аннотация В статье анализируются результаты эмпирического исследования способов эмоционально-речевого воздействия родителей на становление старшего дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора. Для анализа эмоционально-речевого воздействия использовалась авторская анкета «Способы воздействия родителей на нравственное развитие дошкольника» (О.В. Суворова, А.А. Шалина). Изучены эмоционально-речевые способы родительского воздействия на старшего дошкольника в процессе его нравственного воспитания. Показано, что только около половины родителей используют позитивные способы эмоционального воздействия на нравственное поведение детей. Определены перспективы дальнейшего изучения проблемы, связанные с разработкой программ психолого-педагогической поддержки и обучения родителей позитивным способам эмоционально-речевого воздействия на нравственное развитие ребёнка.

Об авторах

О. В. Суворова
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
Россия


А. А. Шалина
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (филиал - Нижегородский институт управления)
Россия


Список литературы

1. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991. 480 с.

2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект. М.: Просвещении, 2009. 29 с. (Стандарты второго поколения).

3. Мельникова Н.Я. Развитие нравственной сферы личности дошкольника: автореф. дис. … канд. психол. наук. Казань, 2009. 40 с.

4. Смирнова Е.О., Соколова М.В. Структура и динамика родительского отношения в онтогенезе ребенка // Вопросы психологии. 2007. № 2. С. 57-68.

5. Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Соотношение непосредственных и опосредствованных побудителей нравственного поведения детей // Вопросы психологии. 2001. № 1. С. 26-36.

6. Сорокоумова С.Н. Развитие эмпатии у старших дошкольников через оптимизацию детско-родительских отношений // Психолог в детском саду. 2005. № 3. С. 93-98.

7. Суворова О.В. Влияние семейной среды на развитие детской субъектности [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета: [сайт]. 2014. № 3 (7). URL: http://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/viewFile/500/476 (дата обращения: 10.01.2018).

8. Суворова О.В., Шалина А.А., Таш А. Способы когнитивного воздействия родителей на развитие дошкольника как субъекта морально-нравственного выбора // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 56 (3). С. 346-353.

9. Gilligan C. Beyond morality: Psychoanalytic reflections on shame, guilt and love // Moral development and Behavior / ed. T. Liskona. New York, 1976. P. 144-158.

10. Gilligan C. In a different voice: Women’s conceptions of self and morality // Harvard Educational Review. 1977. Vol. 47. P. 481-517.

11. Walker L., Taylor J. Family interactions and the development of moral reasoning // Child development. 1991. Vol. 62. № 2. P. 264-283.


Рецензия

Для цитирования:


Суворова О.В., Шалина А.А. ЭМОЦИОНАЛЬНО-РЕЧЕВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ РОДИТЕЛЕЙ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ МОРАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ВЫБОРА ДОШКОЛЬНИКА. Вестник Московского государственного областного университета. 2018;(1):12. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2018-1-868

For citation:


Suvorova O.V., Shalina A.A. PARENTS’ EMOTIONAL-SPEECH INFLUENCE AS A FACTOR IN THE DEVELOPMENT OF A PRESCHOOLER’S MORAL CHOICE. Bulletin of Moscow Region State University. 2018;(1):12. (In Russ.) https://doi.org/10.18384/2224-0209-2018-1-868

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-0209 (Online)