Preview

Вестник Московского государственного областного университета

Расширенный поиск

НОРМАТИВНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ КАК ФАКТОР ОТНОШЕНИЯ К ОПАСНОСТЯМ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2018-2-891

Полный текст:

Аннотация

Аннотация Статья посвящена выявлению взаимосвязи нормативности поведения с типами отношения к опасностям в старшем школьном возрасте. В исследовании приняли участие 173 учащихся старших классов ряда школ г. Череповца (юношей - 88, девушек - 85). Использовались авторские опросники на выявление типа отношения к опасностям, а также диагностические методики на определение уровня нормативности поведения. В результате было установлено, что старшие школьники с высоким уровнем нормативности не склонны к игнорированию опасностей, у них доминирует адекватный сензитивный тип. У юношей, кроме того, чаще встречается тревожный сензитивный, а у девушек - тревожный с пониженной сензитивностью типы. У школьников с низким уровнем нормативности поведения выявлена тенденция к игнорированию опасностей. У девушек, кроме того, чаще встречается неопределённый с пониженной сензитивностью тип. Полученные результаты могут быть использованы в практической работе по формированию у молодёжи нормативности поведения и адекватного типа отношения к опасностям.

Об авторах

В. Г. Маралов
Череповецкий государственный университет
Россия


Т. П. Маралова
Череповецкий государственный университет
Россия


П. А. Волгарева
Череповецкий государственный университет
Россия


Список литературы

1. Белых Т.В. Моральная нормативность поведения в структуре интегральной индивидуальности современной студенческой молодежи // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2014. Т. 14. № 2-1. С. 53-57.

2. Веракса Н.Е. Личность и культура: структурно-диалектический подход // Перемены. 2000. № 1. С. 81-107.

3. Даниленко О.И. Влияние ситуации на проявление уровней морального сознания в поведении студентов // Вопросы психологии. 2015. № 2. С. 3-12.

4. Забродина Л.А., Мухина Ю.Р. Взаимосвязь особенностей прокрастинации с индивидуально-личностными характеристиками студентов // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 3 (20). С. 311-315.

5. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. М.: Сфера: Юрайт-М, 2001. 160 с.

6. Косырев В.П., Шевчук В.Ф., Козлова Е.А. Нормативность как критерий педагогической оценки поведения детей и подростков // Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина. 2011. № 4 (49). С. 37-38.

7. Котик М.А. Новый метод экспериментальной оценки отношения людей к волнующим их событиям // Вопросы психологии. 1994. № 1. С. 97-104.

8. Краснянская Т.М. Стратегии организации психологического самообеспечения безопасности субъекта в экстремальной ситуации // Известия ЮФУ. Технические науки. 2005. № 5 (49). С. 207-213.

9. Лебедева Р.В. Просоциальная направленность личности студентов с субъектными и объектными жизненными ориентациями // Интегративный подход к психологии человека и социальному взаимодействию людей: векторы развития современной психологической науки: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции. СПб., 2017. С. 58-62.

10. Маралов В.Г., Малышева Е.Ю., Перченко Е.Л., Смирнова О.В. Личностные детерминанты отношения к опасностям старших школьников // Вестник Череповецкого государственного университета. 2014. № 1 (54). С. 116-119.

11. Лурия А.Р. Внутренняя картина болезни и иатрогенные заболевания. М.: Медицина, 1977. 111 с.

12. Лызь Н.А. Развитие безопасной личности: психолого-педагогический подход // Педагогика. 2006. № 4. С. 68-75.

13. Маралов В.Г., Маралова Т.П. Влияние мотивационных факторов на отношение людей к опасностям // Концепт: научно-методический электронный журнал. 2017. № 1 (январь). URL: http://e-koncept.ru/2017/170001.htm (дата обращения: 28.01.2018).

14. Маралов В.Г., Табунов И.А. Психологические особенности взаимосвязи перфекционизма и прокрастинации с типами отношения студентов к опасностям // Перспективы науки. 2014. № 2 (53). С. 55-59.

15. Маралов В.Г. Междисциплинарный подход и его возможности в решении проблем обеспечения безопасности живых и неживых систем // Безопасность жизнедеятельности. 2011. № 5. С. 12-18.

16. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М.: Просвещение, 1985. 319 с.

17. Многоуровневый личностный опросник «Адаптивность» (МЛО-АМ) А.Г. Маклакова и С.В. Чермянина [Электронный ресурс]. URL: http://www.gurutestov.ru/test/42 (дата обращения 30.01.2018)

18. Мошкин В.Н. Воспитание культуры безопасности школьников. Барнаул: АлтГПУ, 2002. 318 с.

19. Николаева В.В. Влияние хронической болезни на психику. М.: Издательство Московского университета, 1987. 168 с.

20. Акимова М.К., Горбачева Е.И., Козлова В.Т., Столярова В.А., Ярошевская С.В. Нормативопринятие как психологическое условие наращивания социального капитала в разных образовательно-возрастных группах // Прикладная юридическая психология. 2012. № 3. С. 146-153.

21. Нурмухаметов Э.А. Постановка и анализ проблемы нормативности в онтогенезе // Психолого-педагогические исследования. 2013. № 2. С. 96-102.

22. Пащенко А.К. Нормативное поведение младших школьников // Культурно-историческая психология. 2010. № 3. С. 78-85.

23. Петровский В.А. Личность в психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. 512 с.

24. Развивающаяся личность в зеркале угроз / В.Г. Маралов и др.; под ред. В.Г. Маралова. Череповец, 2013. 144 с.

25. Маралов В.Г., Малышева Е.Ю., Смирнова О.В., Перченко Е.Л., Табунов И.А. Разработка теста-опросника по выявлению способов реагирования в ситуациях опасности в юношеском возрасте // Альманах современной науки и образования. 2012. № 12-1 (67). С. 92-96.

26. Маралов В.Г., Малышева Е.Ю., Нифонтова О.В., Перченко Е.Л., Табунов И.А. Разработка теста-опросника сензитивности к угрозам в юношеском возрасте // Перспективы науки. 2012. № 8. С. 32-37.

27. Тест Кеттелла. 16-ти факторный личностный опросник Кеттелла [Электронный ресурс]. URL: http://www.gurutestov.ru/test/60 (дата обращения: 30.01.2018).

28. Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс, 1993. 220 с.

29. Ширяева А.С. Феномен сверхнормативного поведения личности в отечественной и зарубежной психологии // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. 2011. № 2. С. 34-44.

30. Fritsche I. Account strategies for the violation of social norms: Integration a. extension of sociological a. social psychological typologies // Journal for the theory of social behavior. 2002. Vol. 32. № 4. P. 371-394.

31. Rest J.R. Moral development: Advances in research and theory. New York: Praeger, 1986. 241 p.

32. Sykes G.M., Matza D. Techniques of neutralization: A theory of delinquency // American Sociological Review. 1957. № 43. Р. 643-656.


Рецензия

Для цитирования:


Маралов В.Г., Маралова Т.П., Волгарева П.А. НОРМАТИВНОСТЬ ПОВЕДЕНИЯ КАК ФАКТОР ОТНОШЕНИЯ К ОПАСНОСТЯМ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ. Вестник Московского государственного областного университета. 2018;(2):256-275. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2018-2-891

For citation:


Maralov V.G., Maralova T.P., Volgareva P.A. BEHAVIOUR NORMATIVITY AS THE FACTOR OF SENIOR SCHOOLCHILDREN’S ATTITUDE TO DANGERS. Bulletin of Moscow Region State University. 2018;(2):256-275. (In Russ.) https://doi.org/10.18384/2224-0209-2018-2-891

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-0209 (Online)