Preview

Российский социально-гуманитарный журнал

Расширенный поиск

ДИСКУРСИВНЫЕ МАРКЕРЫ В УСТНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ С АУТИЗМОМ

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2017-4-838

Аннотация

В статье представлены отдельные результаты психолингвистического исследования, затрагивающие особенности использования дискурсивных маркеров (ДМ) детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС) в сравнении с детьми типичного развития в возрасте 10-12 лет. Показано, что русскоязычные аутичные дети в ряде случаев употребляют в десятки раз больше ДМ, чем здоровые дети. Подтверждена способность детей с РАС использовать маркеры обратной связи «да» и «нет», а также дискурсивные маркеры следующих категорий: процессуальные, маркеры самоисправления, вывода и интерпретации, эвиденциальные маркеры, маркеры оценки, привлечения внимания, затруднения речепорождения, обобщающие маркеры и др. Делается вывод, что особенности использования дискурсивных маркеров могут являться дополнительным диагностическим критерием для выявления аутистических расстройств.

Об авторе

А. В. Павлов
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова
Россия


Список литературы

1. Кибрик А.А., Подлесская В.И. Дискурсивные маркеры в структуре устного рассказа: опыт корпусного исследования // Компьютерная лингвистика и интеллектуальные технологии: по материалам ежегодной Международной конференции «Диалог» (Бекасово, 27-31 мая 2009 г.). М.: Российский государственный гуманитарный университет, 2009. С. 390-395.

2. Кибрик А.А., Подлесская В.И. Рассказы о сновидениях: Корпусное исследование устного русского дискурса. М.: Языки славянских культур, 2009. 736 с.

3. Манелис Н.Г. Сравнительный нейропсихологический анализ формирования высших психических функций у здоровых детей и у детей с аутистическими расстройствами: дис. … канд. психол. наук. М., 2000. 124 с.

4. Николаева Ю.В. Иллюстративные жесты в русском дискурсе: автореф. дис. … канд. филол. наук. М., 2013. 24 с.

5. Бергельсон М.Б., Венедиктов Т.Д., Гудков Д.Б., Кибрик А.А. Основы теории коммуникации. М.: Юрайт, 2016. 193 c.

6. Павлов А.В. Аутичные дети пересказывают фильм: некоторые результаты психолингвистического эксперимента // Филологические науки. Вопросы теории и практики. 2016. Т. 4. № 12 (66). С. 147-149.

7. Павлов А.В. Комплексные нарушения половозрастной идентификации, выявленные в ходе психолингвистического исследования у детей с расстройством аутистического спектра // Научное обозрение. 2016. № 8. С. 71-76.

8. Павлов А.В. «Модель психического» в объяснении речемыслительных дисфункций у аутичных детей и ее экспериментальная проверка // Вестник Балтийского федерального университета имени И. Канта. Серия: Филология, педагогика, психология. 2017. № 1. С. 74-78.

9. Прозорова Е.В. Маркеры локальной структуры дискурса в русском жестовом языке: дис. … канд. филол. наук. М., 2009. 244 с.

10. Седов К.Ф. Онтопсихолингвистика. Становление коммуни-кативной компетенции человека. М.: Лабиринт, 2008. 320 с.

11. Федорова О.В. Экспериментальный анализ дискурса. М.: Языки славянской культуры, 2014. 512 с.

12. Frith U. Autism: explaining the enigma. Oxford: Blackwell, 1993. 249 p.

13. Ozonoff S., Miller J.N. An exploration of right-hemisphere contribution to the pragmatic impairments in autism // Brain and Language. 1996. № 52 (3). Р. 411-434.

14. Baron-Cohen S., Leslie A.M., Frith U. Does the autistic child have a “theory of mind”? // Cognition. 1985. Iss. 1. Vol. 21. P. 37-46.

15. Introduction [Электронный ресурс] // The chinese pear stories: Narratives across seven chinese dialects: [сайт]. URL: http://www.pear-stories.org (дата обращения: 06.07.2017).


Рецензия

Просмотров: 239


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-0209 (Online)