Preview

Российский социально-гуманитарный журнал

Расширенный поиск

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ОСНОВЫ И ПСИХОСОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КОНСТРУИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА РИСКОВ

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2017-4-845

Аннотация

В статье показано, что методологическим основанием социокультурной модернизации образования является социальный конструктивизм. Отдельно рассмотрено российское общество как общество рисков. Доказывается, что только социокультурная модернизация, связанная с переходом на личностно-ориентированную, антропологическую парадигму, способную развивать индивидуальные способности и возможности каждого, формировать социальную активность, мотивацию к успешности карьерных устремлений, позволит закрепить образование в качестве важнейшего условия для реализации потенциала учащихся. В этой связи важнейшими конструктами реализации социокультурной модернизации образования являются толерантность и доверие. В заключительной части работы проводится анализ апробации в образовательных учреждениях различных психотехник, направленных на формирование толерантности и доверия у детей разных возрастных групп.

Об авторе

Т. П. Скрипкина
Российский государственный гуманитарный университет
Россия


Список литературы

1. Андреева Г.М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2005. 288 с.

2. Асмолов А.Г. Вариативное образование в изменяющемся мире: вариативное образование в изменяющемся мире: социокультурная перспектива (тезисы о том, какой быть начальной школе) // Образование и наука. 2013. № 8 (107). С. 3-13.

3. Асмолов А.Г. На пути к развивающему вариативному образованию // Педагогический поиск. 1997. № 5. С. 2-12.

4. Асмолов А.Г. Непройденный путь: от культуры полезности - к культуре достоинства // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 5-12.

5. Асмолов А.Г. Оптика просвещения: социокультурные перспективы. М.: Просвещение, 2012. 450 с.

6. Асмолов А.Г. Практическая психология и проектирование вариативного образования в России: от парадигмы конфликта - к парадигме толерантности // Вопросы психологии. 2003. № 4. С. 3-13.

7. Асмолов А.Г. Стратегия социокультурной модернизации образования: на пути к преодолению кризиса идентичности и построения гражданского общества // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 65-86.

8. Асмолов А.Г. Толерантность как культура ХХ века // Толерантность: объединяем усилия. М.: Летний сад, 2002. С. 150-181.

9. Асмолов А.Г., Левит М.В. Культурная антропология вариативного образования [Электронный ресурс]. URL: www.macsi.ru/publikacii/kulturnaya-antropologiya.doc (дата обращения: 20.09.2012).

10. Ахиезер А.С. Как «открыть» закрытое общество. M.: Магистр, 1997. 40 c.

11. Ахиезер А.С. Философские основы социокультурной теории и методологии // Вопросы философии. 2000. № 9. С. 29-45.

12. Ахиезер А.С. Между Я и Другим // Мир психологии. 2001. № 3. С. 16-27.

13. Бабосов Е.М. Человек на пороге рынка. Социальные ожидания населения. Минск: Навука i тэхнiка, 1992. 174 с.

14. Бек У. Общество риска: На пути к другому модерну / пер. с нем. В. Сидельника, Н. Федоровой. M.: Прогресс-Традиция, 2000. 384 с.

15. Бек У. От индустриального общества к обществу риска // Thesis. 1994. № 5. С. 161-168.

16. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. М.: Медиум, 1995. 323 с.

17. Брокмейер Й., Харре Р. Нарратив: проблемы и обещания одной альтернативной парадигмы // Вопросы философии. 2000. № 3. С. 29-42.

18. Бурдье П. Социология политики. М., 1996. 336 с.

19. Вебер М. Избранные произведения. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

20. Выготский Л.С. Исторический смысл психологического кризиса // Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1982. С. 292-436.

21. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983. С. 5-329.

22. Выготский Л.С. Мышление и речь // Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982. С. 5-361.

23. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-пресс, 1999. 536 с.

24. Гершенкрон А. Экономическая отсталость в сравнительной перспективе. М.: Дело, 2015. 535 с.

25. Гидденс Э. Последствия модернити // Новая постиндустриальная волна на Западе: антология / под ред. В.Л. Иноземцева. M.: Academia, 1999. 640 с.

26. Гидденс Э. Судьба, риск и безопасность // Thesis. 1994. № 5. С. 107-134.

27. Громыко Ю.В. Организационно-деятельностные игры и развитие образования (Технология прорыва в будущее). М., 1992. 191 с.

28. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. М., 1996. 432 с.

29. Знаков В.В. Три традиции психологических исследований - три типа понимания // Вопросы психологии. 2009. № 4. С. 14-23.

30. Зубаревич Н.В. Регионы России: неравенство, кризис, модернизация. М.: Независимый институт социальной политики, 2010. 160 с.

31. Коулман Дж. Капитал социальный и человеческий // Общественные науки и современность. 2001. № 3. С. 121-139.

32. Куркин Е.Б. Территория образования: проектирование региональных образовательных систем. М., 2015. 258 с.

33. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1979. № 2. С. 3-13.

34. Луман Н. Понятие риска // Thesis. 1994. № 5. С. 135-160.

35. Мур Б. Защита здравого смысла // Аналитическая философия: становление и развитие. М., 1998. С. 130-154.

36. Образование: сокрытое сокровище (Learning: The Treasure Within) [Электронный ресурс]. URL: http://www.ifap.ru/library/book201.pdf (дата обращения: 21.10.2016).

37. Орлова Э.А. Социокультурные предпосылки модернизации в России // Библиотека в эпоху перемен: дайджест. Вып. 2 (10). M.: Пашков дом, 2001. С. 2-14.

38. Парсонс Т. О социальных системах. М.: Академический проект, 2002. 832 с.

39. Патнэм Р. Процветающая комьюнити, социальный капитал и общественная жизнь // Международная экономика и международные отношения. 1995. № 4. С. 77-86.

40. Петренко В.Ф. Конструктивистская парадигма в психологической науке // Психологический журнал. 2002. Т. 23. № 3. С. 113-121.

41. Профессиональный образовательный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс]. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556 (дата обращения: 21.10.2016).

42. Скрипкина Т.П. Доверительное пространство школы как основание психологической безопасности и психологического благополучия учащихся // Образовательная политика. 2011. № 6. С. 14- 23.

43. Скрипкина Т.П. Ксенофобия у российской молодежи, проживающей в разных регионах страны // Вестник Удмуртского университета. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2016. Т. 26. № 3. С. 73-86.

44. Скрипкина Т.П. Установки толерантного сознания, доверия и ксенофобии у молодёжи, проживающей в южно-российском регионе РФ // Социальная психология и общество. 2010. № 1. С. 136-151.

45. Смакотина Н.Л. Основы социологии нестабильности и риска. Философский, социологический и социально-психологический аспекты. М., 2009. 241 с.

46. Смирнов С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 1981. № 2. С. 15-29.

47. Улановский А.М. «Новая парадигма» социальных наук: линии развития современного конструктивизма // Социальная эпистемология: идеи, методы, программы / под ред. И.Т. Касавина. М.: Канон+, РООИ Реабилитация, 2010. С. 279-298.

48. Феофанов К.А. Социально-политические и ценностно-ментальные особенности цивилизационного развития России // Социально-гуманитарные знания. 2006. № 1. С. 113-127.

49. Фукуяма Ф. Доверие. М., 2004. 730 с.

50. Харре Р. Метафизика и методология: некоторые рекомендации для социально-психологического исследования // Социальная психология: саморефлексия маргинальности. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 1995. С. 74-93.

51. Цирульников А.М. Социокультурная модернизация и развитие образования. Феномены и культурная практика. СПб.: Проекты, 2016. 285 с.

52. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Аспект Пресс, 1996. 416 с.

53. Штомпка П. Культурная травма в посткоммунистическом обществе // Социологические исследования. 2001б. № 2. С. 3-12.

54. Штомпка П. Социальное изменение как травма // Социологические исследования. 2001а. № 1. С. 6-16.

55. Эйзенштад С.Н. Революция и преобразование обществ: Сравнительное изучение цивилизаций. М.: Аспект Пресс, 1999. 416 с.

56. Якимова Е.В. Социальное конструирование реальности: социально-психологические подходы. М.: Институт научной информации по общественным наукам РАН, 1999. 115 с.

57. Яницкий О.Н. Социология риска. М.: LVS, 2003. 192 с.

58. Яницкий О.Н. Является ли постсоветское общество обществом риска (конспект лекций) [Электронный ресурс]. URL: http://www.sociology.ru/centr/2000ianic.html (дата обращения: 24.10.2016).

59. Bourdieu P. Die feinen Unterschiede. Kritik der gesellschaftlichen Urteilskraft. Frankfurt am Main, 1982. 912 р.

60. Coleman J.S. Foundations of Social Theory. Cambridge, Massachusetts, London, 1990. 23 р.

61. Douglas M., Wildavsky A. Risk and Culture. Berkeley: University of California Press, 1982. 221 р.

62. Porles A. Social Capital: Its Origins and Application in Modern Sociology // Annual Review of Sociology. 1998. № 24. P. 1-24.


Рецензия

Просмотров: 242


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-0209 (Online)