Preview

Российский социально-гуманитарный журнал

Расширенный поиск

ЭВОЛЮЦИЯ ДИССЕРТАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ В РОССИИ В СФЕРЕ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2025-4-1637

Аннотация

Цель. Изучение и анализ диссертационной активности в сфере языкознания в СССР и России конца XX – первой четверти XXI вв. Выявление основных тенденций лингвистических исследований, приоритетов и перспектив.

Процедура и методы. Основной метод исследования – корпусный, библиометрический и квантитативный анализ, позволяющий на основе материалов сайта «dissercat.com» и корпуса тем диссертационных исследований ряда университетов страны получить обобщённые аналитические сведения о научно-исследовательском потенциале современных лингвистических исследований.

Результаты. На основе проведённого сравнительного анализа показаны тенденции в выборе тем исследований, обозначены проблема снижения теоретической значимости кандидатских диссертаций и перспективы развития теоретической и прикладной лингвистики.

Теоретическая и практическая значимость. Основные результаты анализа исследований в области языкознания за последнее время значимы для осмысления и решения связанных с этим проблем в сфере гуманитаристики в целом.

Об авторе

Ольга Ивановна Максименко
Государственный университет просвещения
Россия

доктор филологических наук, профессор, профессор кафедры теории языка, англистики и прикладной лингвистики



Список литературы

1. Ванчугов В. В. Российский «магистр философии» в образовательном процессе XIX–начала XX в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Философия. 2011. №1. С. 1–14.

2. Кричевский Г. Г. Диссертации университетов России. 1805–1919 гг. / под ред. А. В. Карташева. М.: Издательство Московского университета, 1958. 202 с.

3. Максименко О. И. Академическая и прикладная филология: современное состояние и вызовы времени // 300-летие отечественной науки: материалы международной научно-практической конференции, Москва, 24–25 апреля 2024 г. М.: Издательство Московского энергетического института, 2024. С. 268–272.

4. Максименко О. И. Академическая и прикладная филология: анализ диссертационной активности // Первый Евразийский конгресс лингвистов Москва 9–13 декабря 2024: сборник тезисов. М.: Институт языкознания РАН, 2024. С. 1119–1120.

5. Малахов В. А. Библиометрический анализ как метод науковедческих исследований: возможности и ограничения // Науковедческие исследования. Институт научной информации по общественным наукам РАН. 2022. №1. С. 212–227.

6. Сарсенбаева Б., Жигитбекова Б., Бисембаева Н. Психологические аспекты гиперстимуляции и снижение когнитивной гибкости у детей в условиях цифровой зависимости // Вестник Казахского национального педагогического университета им. Абая. Серия: Психология. 2025. Т. 8. С. 132–153.

7. Степанчук Ю. А. Гуманитарное знание между цифрой и смыслом: к вопросу о роли гуманитарных наук в цифровом обществе // Известия Уральского федерального университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. 2020. Т. 26. №1. С. 112–119.

8. Цветков В. А., Дудин М. Н. Сценарии развития глобальной экономики и основных центров экономического притяжения после окончания пандемии COVID-19 (OECD, BRICS, ASEAN, Лига арабских государств) // Проблемы рыночной экономики. 2020. №2. С. 6–22.

9. Якушев А. Н., Кузнецов А. В. История русской диссертации в исследованиях Г. Г. Кричевского // Библиотековедение. 2007. №5. С. 80–84.

10. Clark W. Academic Charisma and the Origins of the Research University. Chicago: University of Chicago Press, 2008. 576 p.

11. Denifle H. Die Entstehung der Universitäten des Mittelalters bis 1400 (German Edition). М.: Нобель Пресс, 2024. 870 с.

12. Rashdall H. The Universities of Europe in the Middle Ages. Oxford: The Clarendon Press, 1984. 605 p.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 14


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-0209 (Online)