К ВОПРОСУ О КОНЦЕПТУАЛЬНЫХ ОСНОВАНИЯХ БРЕНДИНГА ТЕРРИТОРИЙ КАК КОМПОНЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ
https://doi.org/10.18384/2224-0209-2025-4-1615
Аннотация
Цель. Выявить ключевые особенности ведущих подходов к территориальному брендингу в рамках государственной политики и обосновать выбор наиболее перспективного подхода, применимого к российским условиям.
Процедура и методы. Применённый метод исследования представляет собой анализ ключевых концепций и подходов в области брендинга территорий, раскрывающих его специфику как компонента государственной политики.
Результаты. Анализ концепций брендинга территорий позволяет выделить три подхода, раскрывающих его как компонент государственной политики: 1) экономический подход, представители которого уделяют внимание роли бренда территории в привлечении внутренних и иностранных инвестиций и развитии туризма; 2) идентичностно-ориентированный партиципаторный маркетинг, сторонники которого связывают проблему с социальными, культурными, политическими аспектами и подчёркивают важность участия разнообразных акторов в формировании бренда территории; 3) политико-географический подход, сторонники которого трактуют брендинг как когнитивное освоение пространства государством и обращают внимание на роль бренда территории в формировании ответа России на актуальные пространственные вызовы.
Теоретическая и/или практическая значимость. В статье обоснована перспективность политико-географического подхода к брендингу территорий, выделены его концептуальные основы, дано определение и сформированы цель государственной политики когнитивного освоения пространства и роль брендинга территорий как механизма её реализации. Обновлена также проблематика дискуссии о теории и практике брендинга территорий, отмечено влияние предлагаемого подхода на поиск новых способов укрепления легитимности власти, обеспечения территориальной целостности и социальной сплочённости.
Об авторе
Владислав Витальевич ПерниковРоссия
аспирант кафедры государственной политики факультета политологии
Список литературы
1. Замятин Д. Н. Геокультурный брендинг городов и территорий: от теории к практике. М.: Алетейя, 2020. 739 с.
2. Киреева И. В., Куква Е. С., Шадже А. Ю. Брендинг регионов в укреплении российской национальной идентичности: эмпирический вызов и экспертный ответ // Вестник Института социологии. 2024. Т. 15. №1. С. 91–113.
3. Колосов В. А. Географические образы и геополитические представления: пути формирования и подходы к изучению // Вестник Дальневосточного государственного университета путей сообщения. Серия 1: Гуманитарные науки. 2008. №1. С. 72–91.
4. Окунев И. Ю. Электоральная география. М.: Аспект Пресс, 2023. 312 с.
5. Рзун И. Г., Старкова Н. О. Формирование модели управления брендом региона // Вестник Нижегородского государственного инженерно-экономического университета. 2016. №9. С. 54–64.
6. Устинович Е. С. Брендинг российских территорий при осуществлении внешнеэкономической деятельности государства // Гостиничное дело. 2022. №4. С. 45–52.
7. Фролов Д. П., Стрекалова А. С., Тажибов А. А. Гетеродоксальные теории стратегирования территорий // Журнал экономической теории. 2020. Т. 17. №1. С. 65–78.
8. Ashworth G. A., Voogd H. Selling the city: marketing approaches in Public sector Urban Planning. Belhaven Press, 1990. 304 p.
9. Boisen M., Terlouw K., van Gorp B. The selective nature of place branding // Journal of Place Management and Development. 2018. Vol. 11. No. 1. P. 2–19.
10. Cleave E., Arku G., Sadler R., et al. The role of place branding in local and regional economic development: bridging the gap between policy and practicality // Regional Studies, Regional Science. 2016. Vol. 3. No. 1. P. 207–228.
11. Gonzalez L. R., Gale F. Place branding as participatory governance? An interdisciplinary case study of Tasmania, Australia // SAGE Open. 2020. Vol. 10. №2. P. 1–15.
12. Govers R., Go F. Place Branding: Glocal, Virtual and Physical Identities, Constructed, Imagined and Experienced. London: Palgrave, 2009. 324 p.
13. Kavaratzis M. Place Branding: An Interdisciplinary Approach. London: Palgrave Macmillan, 2004. 288 p.
14. Kotler P., Haider D. H., Rein I. J. Marketing Places: Attracting Investment, Industry, and Tourism to Cities, States, and Nations. New York: Free Press, 1993. 388 p.
15. Lucarelli A. Place branding as urban policy: the (im)political place branding // Cities. 2018. Vol. 80. P. 12–21.
16. Oliveira E. Place branding in strategic spatial planning: An analysis at the regional scale with special references to Northern Portugal: PhD thesis. Groningen, 2016. 265 p.
17. Pogodina V., Yakovleva S., Matveevskaya A., et al. Geo-Branding as a Tool for Realizing Russia’s Interests in the International Arena // Bolgov R., Atnashev V., Gladkiy Y., et al. Proceedings of Topical Issues in International Political Geography. Cham: Springer, 2021. P. 396–407.
18. Potapovs M. Place branding: is it public policy, or isn't it? // Place Branding and Public Diplomacy. 2024. №24. P. 275–292.
19. Zenzile M. Connecting place branding to social and governance constructs in Johannesburg, South Africa // Place Branding and Public Diplomacy. 2024. №20. P. 408–423.






















