Preview

Российский социально-гуманитарный журнал

Расширенный поиск

ОБРАЗ ДОБРОВОЛЬЦА (ВОЛОНТЁРА) В ПРЕДСТАВЛЕНИИ РОССИЙСКОЙ МОЛОДЁЖИ: АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ АССОЦИАТИВНОГО ЭКСПЕРИМЕНТА

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2025-1-1560

Аннотация

Цель. Исследование и описание образа добровольца (волонтёра) в представлении людей, не вовлечённых в добровольческую (волонтёрскую) деятельность.

Процедура и методы. Сбор данных осуществлялся методом группового ассоциативного эксперимента. Респондентам к оценке был предъявлен стимул «доброволец (волонтёр)». Ответы (ассоциативные реакции) были занесены в гугл-форму (Google-forms). Анализ семантического поля исследуемого стимула «доброволец (волонтёр)» был проведён посредством подсчёта абсолютных частот встречаемости ассоциаций и расчёта рангов. Были выявлены семантические универсалии, в которые включались ассоциации, использованные респондентами неслучайно. В ходе анализа было выявлено 313 ассоциаций, которые были распределены по частоте встречаемости. Были также выявлены и описаны семантические группы ассоциаций.

Результаты. В статье представлены результаты исследования, направленного на выявление образа добровольца (волонтёра) через анализ ассоциативных реакций респондентов – людей, не вовлечённых в добровольческую (волонтёрскую) деятельность. В представлении группы респондентов, волонтёры (добровольцы) – это добрые и отзывчивые люди, бескорыстно оказывающие помощь окружающим. В семантическом поле исследуемого стимула было выявлено 5 семантических групп – основных смысловых категорий, описывающих: 1) направленность деятельности добровольца; 2) характеристики межличностных отношений; 3) основу деятельности добровольца; 4) деятельную вовлечённость; 5) эмоциональную вовлечённость. В представлении респондентов отражены основные характеристики деятельности добровольцев (волонтёров), а также их личностные и эмоциональные особенности, параметры межличностных отношений с окружающими.

Теоретическая и/или практическая значимость. Результаты исследования дополняют теоретический материал имеющихся на сегодняшний день работ по изучению личности добровольца (волонтёра). Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы в рамках добровольческих (волонтёрских) организаций и движений для решения задач вовлечения людей в добровольчество (волонтёрство), психологического консультативного сопровождения и индивидуального консультирования добровольцев (волонтёров) с целью формирования у них психологической готовности к добровольческой (волонтёрской) деятельности, а также с целью их психологической поддержки в процессе деятельности.

Об авторах

Виталий Владимировича Калита
Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)
Россия

кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования, заместитель декана факультета социально-гуманитарных технологий



Яна Игоревна Флах
Московский государственный университет технологий и управления имени К. Г. Разумовского (Первый казачий университет)
Россия

аспирант кафедры педагогики и психологии профессионального образования



Список литературы

1. Абдуллаева М. М. Возможности психосемантического подхода для анализа профессиональной активности современных специалистов // Вестник Московского государственного университета. Серия 14: Психология. 2021. №2. С. 100–122.

2. Азарова Е. С., Яницкий М. С. Психологические детерминанты добровольческой деятельности // Вестник Томского государственного университета. 2008. №306. С. 120–125.

3. Балер М. А. Особенности и направления исследований деятельности волонтёров в Российской Федерации // International Journal of Humanities and Natural Sciences. 2024. Т. 9-1. С. 83–86.

4. Васильева И. В., Чумаков М. В. Представления студентов-психологов о волонтерской деятельности // Ярославский педагогический вестник. 2022. №5. С. 161–169.

5. Воробьева А. Е., Скипор С. И. Сравнительный анализ характеристик деятельности зооволонтёров и волонтёров, помогающих людям // Человеческий капитал. 2020. №9. С. 253–263.

6. Зинова И. М., Краснова С. Н. Особенности направленности личности студентов-волонтеров // Гуманизация образования. 2018. №3. С. 92–99.

7. Невский А. В. Социология волонтерства: определение границ исследования // Вестник Института социологии. 2020. Т. 11. №1. C. 30–46.

8. Полутин С. В., Самойлова Е. А. Социологический портрет российского зоозащитного движения // Регионология. 2020. Т. 28. №1. С. 184–199.

9. Серкин В. П. Психосемантика: учебник и практикум для вузов. М.: Юрайт, 2024. 318 с.

10. Пхитиков Р. Б. Актуальные вопросы правового регулирования волонтерской деятельности в Российской Федерации // Закон и право. 2023. №11. С. 100–115.

11. Olagoke Akintola. Perceptions of rewards among volunteer caregivers of people living with AIDS working in faith-based organizations in South Africa: a qualitative study [Электронный ресурс] // Akintola Journal of the International AIDS Society. 2010. URL: http://www.jiasociety.org/content/13/1/22 (дата обращения: 17.01.2025).


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 55


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.