ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ НРАВСТВЕННОЙ ОРИЕНТАЦИИ И ГЕНДЕРНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЁЖИ
https://doi.org/10.18384/2224-0209-2025-1-1537
Аннотация
Цель. Изучение культурных особенностей гендерной идентичности современной молодёжи России.
Процедура и методы. Исследовалась взаимосвязь между уровнем нравственных ориентаций и гендерной идентичностью российской молодёжи. Исследование состояло из двух этапов: эмпирическое исследование и теоретический анализ. Для этого были использованы следующие методы: метод опроса и методы статистической обработки результатов (метод корреляции по Пирсону). Определение культурных особенностей производилось с точки зрения нравственности исследуемой выборки при помощи методики изучения нравственных ориентаций по И. С. Славинской, А. Д. Наследову, М. Я. Дворецкой. В свою очередь, гендерная идентичность определялась при помощи полоролевого опросника С. Бем. Далее полученные результаты были проанализированы на наличие корреляционной взаимосвязи по методу Пирсона. Выборку составляли 102 студента московских вузов, мужского и женского полов в возрасте от 18 до 25 лет.
Результаты. По результатам эмпирического исследования было выявлено, что нравственные ориентации слабо коррелируют с гендерной идентичностью в исследуемой группе.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования, отражённые в данной статье, могут послужить основой для углублённого изучения социально-психологических факторов, потенциально влияющих на формирование и развитие гендерной идентичности молодёжи.
Об авторах
Эльшан Ровшан оглы БахшиевРоссия
Аспирант кафедры социальной и педагогической психологии,
SPIN-код: 9643-0887
Ольга Александровна Овсяник
Россия
доктор психологических наук, профессор кафедры социальной и педагогической психологии
SPIN-код: 7718-3237
Список литературы
1. Бем С. Линзы гендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов / пер. с англ. Д. Викторовой. М.: РОССПЭН, 2004. 336 с.
2. Бозина И. Г., Касаткина Н. Э. Факторы, влияющие на социализацию личности старших школьников в условиях образовательного учреждения // Сибирский педагогический журнал. 2007. №6. С. 290–298.
3. Карпова М. К., Бученкова Э. О. Традиционные гендерные стереотипы в условиях современности // Наука. Общество. Государство. 2021. №1. С. 149–155.
4. Реброва Н. П. Гендерные стереотипы: социокультурная или биологическая обусловленность? // Психология человека в образовании. 2021. №3. С. 304–312.
5. Славинская И. С., Наследов А. Д., Дворецкая М. Я. Разработка методики диагностики нравственных ориентаций // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2015. №1. URL: http://journal-s.org/index.php/mrsp/issue/archive (дата обращения: 15.11.2024).
6. Строганова Е. Н. Классики и современницы: гендерные реалии в истории русской литературы XIX века. М.: Литфакт, 2019. 400 с.
7. Тэрнер Дж. С., Оукс П. Д., Хэслем С. А. Социальная идентичность, самокатегоризация и группа // Иностранная психология. 1994. №2. С. 8–17.
8. Ткачева В. А. Гендерные стереотипы в современной России и влияние на них массовой культуры // Социология в современном мире: наука, образование, творчество. 2020. Т. 1. №12. С. 261–264.
9. Diagnostic and statistical manual of mental disorders: DSM-5-TR / ed. V. B. Pender. Washington: American Psychiatric Association Publishing, 2022. 1924 p.
10. Byne W., Karasic Dan H., Coleman E., et al. Gender Dysphoria in Adults: An Overview and Primer for Psychiatrists [Электронный ресурс]. URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5944396 (дата обращения: 15.11.2024).