ПРОЕКТ SHAMAN В КОНТЕКСТЕ ПОЛИТИЗАЦИИ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЭПОХИ СПЕЦИАЛЬНОЙ ВОЕННОЙ ОПЕРАЦИИ
https://doi.org/10.18384/2224-0209-2025-1-1528
Аннотация
Цель. Обосновать правомерность идентификации проекта SHAMAN как феномена массовой культуры в современной России посредством анализа его творческого компонента в виде песен, видеоклипов и концептуально продуманных концертных программ в сочетании с окружающим новостным фоном в виде возникающих информационных поводов, прямо или косвенно связанных с процессом его продвижения.
Процедура и методы. Концептуальным ядром исследования является коммуникативный подход, в рамках которого в силу специфики предмета анализа приоритетный интерес представляет направление символического интеракционизма. В качестве непосредственных методов выступают структурно-семиотический анализ и традиционный анализ документов.
Результаты. Установлено, что ретрансляция патриотического контента в сочетании с активной медийной поддержкой являются экзистенциальными характеристиками проекта SHAMAN, регулирующими его жизненный цикл в условиях выполнения социализирующей функции в период Специальной военной операции России на Украине.
Теоретическая и/или практическая значимость. Полученные результаты могут быть использованы в изучении и исследовании PR-технологий, а также в деятельности специалистов-практиков в области политической пропаганды.
Об авторе
Дмитрий Александрович ЕжовРоссия
кандидат политических наук, доцент кафедры политологии факультета социальных наук и массовых коммуникаций
Список литературы
1. Арефьев М. А., Давыденкова А. Г. Массовая культура как доминантная культура глобализирующегося общества // Труды Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2015. Т. 206. С. 190–196.
2. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости / пер. с нем. М.: Медиум, 1996. 316 с.
3. Блумер Г. Символический интеракционизм / пер. с англ. М.: Элементарные формы, 2017. 346 с.
4. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / пер. с фр. Е. Самарской. М.: АСТ, 2020. 320 с.
5. Ежов Д. А. Выборы в условиях шоуизации: технологии и социальные последствия // Вестник Института социологии. 2018. Т. 9. №2. С. 130–144.
6. Ежов Д. А., Калинин Д. М. «Мягкая сила» современного российского кинематографа в контексте политизации хайпа // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2023. №2. URL: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 14.09.2024).
7. Кузнецов И. И., Куликова Е. В., Петрова Ю. В. Массовая культура как среда политической социализации молодежи // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право. 2022. Т. 15. №5. С. 68–88.
8. Лядова Е. В., Омельченко Н. А. Политический смысл массовой культуры как инструмента воздействия на гражданское общество // PolitBook. 2022. №1. С. 55–75.
9. Маркузе Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества / пер. с англ. А. Юдина. М.: АСТ, 2002. 526 с.
10. Петрова И. К. Массовая культура и государственный патернализм: о воздействии культурной политики на формирование поведенческих стереотипов и ценностей // Общество и экономика. 2020. №12. С. 56–73.
11. Салиева Л. К., Арутюнова-Ястребкова Э. А., Цеппи А. «Отмена русской / российской культуры»: культура отмены или антибрендинг России // Российская школа связей с общественностью. 2023. №30. С. 44–72.
12. Сартр Ж.-П. Что такое литература? / пер. с фр. Н. И. Полторацкой. СПб.: Алетейя, 2000. 466 с.
13. Тульчинский Г. Л. Маркетинг и массовая культура // Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. 2006. №2. С. 54–66.
14. Туркина В. Г., Антонова Е. Л. Массовая культура в ее современных феноменах // Наука. Искусство. Культура. 2019. №3. С. 28–44.
15. Хоркхаймер М., Адорно Т. Диалектика Просвещения. Философские фрагменты / пер. с нем. М. Кузнецова. М.; СПб.: Медиум: Ювента, 1997. 312 с.