ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В ТУРКМЕНИСТАНЕ: СРАВНИТЕЛЬНО-ИСТОРИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ
https://doi.org/10.18384/2224-0209-2025-3-1522
Аннотация
Цель. Выявление специфики исторических этапов государственной стратегии Туркменистана по реформированию высшего образования.
Процедура и методы. Проведены качественный анализ нормативных правовых актов и статистических данных, экспертный опрос.
Результаты. В политической истории развития государственной политики в сфере высшего образования независимого Туркменистана выделяется два этапа, особенности которых определяются личными предпочтениями президентов. Первый этап приходится на период правления С. Ниязова в 1991–2006 гг. и характеризуется укреплением таких сложившихся в позднесоветский период негативных черт, как жёсткая централизация и закрытость высшего образования для большинства граждан, которые происходят на фоне общего упадка. Второй этап приходится на правление Г. Бердымухамедова и его сына С. Бердымухамедова и характеризуется относительными подъёмом высшей школы, её оформлением в компактную модель, отвечающую интересам правящей группы, а также формированием относительно явного курса на интернационализацию и ориентации на стандарты и принципы Болонского процесса. Вместе с тем сохраняются жёсткая централизация и закрытость высшего образования.
Теоретическая и/или практическая значимость заключаются в концептуальном обобщении новых данных о высшей школе Туркменистана, в рекомендациях по оптимизации высшего образования Туркменистана и в авторском прогнозе дальнейшего развития системы высшего образования Туркменистана.
Об авторе
Эмиль Рауфович БурангуловРоссия
кандидат политических наук, доцент кафедры социальных и политических коммуникаций
Список литературы
1. Абрамов А. В., Алексеев Р. А. К оценке траекторий трансформаций постсоветских политических систем // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. Регионоведение. Международные отношения. 2023. Т. 28. №3. С. 54–64.
2. Бяшимов Ш. М. Реформирование высшего образование в Туркменистане // Вестник науки. 2024. №5. С. 717–720.
3. Водопьянова Е. Итоги постсоветской трансформации высшей школы // Современная Европа. 2020. №5. С. 132–141.
4. Литвинова Е. В. Развитие системы образования в Республике Туркменистан // Вестник ассоциации вузов туризма и сервиса. 2014. №4. С. 85–93.
5. Народное хозяйство в СССР: статистический ежегодник. М.: Финансы и статистика, 1991. 752 с.
6. Оразбердыев Д. Ч. Теория и практика обучения студентов в вузах Туркменистана // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2024. №1-2. С. 128–129.
7. Погорельская А. М. Эволюция системы высшего образования в Туркменистане на фоне современных образовательных трендов // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. №5. С. 150–160. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-5-150-16
8. Шукушева Е. В. Опыт сотрудничества Европейского Союза и стран Центральной Азии в сфере образования // Вестник Брянского государственного университета. 2021. №2. С. 139–149. DOI: 10.22281/2413-9912-2021-05-02-139-149
9. Яковлев М. В. Даркнет и политическое // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Политология. 2022. №3. С. 408–418.
10. Ahn E. S., Jensen A. Language Teaching in Turkmenistan: An Autoethnographic Journey // Language Change in Central Asia / ed. E. S. Ahn, J. Smagulova. Boston; Berlin: Mouton de Gruyter, 2016. P. 59–99.
11. Clement V., Kataeva Z. The Transformation of Higher Education in Turkmenistan: Continuity and Change // Huisman J., Smolentseva A., Froumin I. 25 years of Transformations of Higher Education Systems in Post-Soviet Countries: Reform and Continuity. New York: Palgrave Macmillan, 2018. Р. 387–406.