Preview

Вестник Московского государственного областного университета

Расширенный поиск

ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНДАХ «НОВЫХ МЕДИА» В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2021-4-1097

Полный текст:

Аннотация

Цель. В статье исследуется идеологическое наполнение концепта патриотизма в идеологических трендах «новых медиа». Процедура и методы. Методом выступил анализ дискурса. Объектами исследования явились тексты блогеров, характеризующихся как лидеры общественного мнения в «двухступенчатой» модели коммуникации в социальных сетях. Блогеры, обладающие наибольшим влиянием, были выявлены в ходе экспертного опроса среди преподавателей вузов, журналистов, представителей общественных объединений. Результаты. Исследование продемонстрировало уверенную концептуализацию дискурсов патриотизма в «новых медиа» идеологическими рамками традиционных политических идеологий. Показано, что в «новых медиа» широко представлен официальный дискурс концепта «патриотизм». В соответствии со смыслами консервативной идеологии он трактует патриотизм как чувство, основанное на неполитической эмоциональной привязанности, «любви к Родине». Это позволяет, используя идею противостояния «общему врагу», добиваться в нынешнем социально расколотом обществе относительной общенациональной консолидации и способствовать легитимации власти. В то же время «новые медиа» либеральной и социалистической направленности, противоположным образом выдвигая в отношении власти обвинения в непатриотическом поведении, используют концепт патриотизма для её делигитимации. Теоретическая и/или практическая значимость. Теоретическая значимость заключается в применении теории дискурса к анализу политических процессов современной России. Практическая значимость состоит в возможности использовать результаты исследования в качестве инструментария идеологической типологизации «новых медиа».

Об авторах

М. Ю. Мартынов
Сургутский государственный университет
Россия


А. И. Габеркорн
Сургутский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Абрамов А. В. Современный российский патриотизм как маркер гражданской идентичности личности и общества // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2014. № 3. С. 215-221.

2. Ахременко А. С. Стукал Д. К., Петров А. П. Сеть или текст? Факторы распространения протеста в социальных медиа: теория и анализ данных // Полис. Политические исследования. 2020. № 2. С. 73-91.

3. Беспалова Т. В., Костюченко О. В. Политические сети в системе государственного управления: основные концептуальные подходы // Философия права. 2012. № 3. С. 40-44.

4. Волков Д. Протестное движение в России в конце 2011-2012 гг.: истоки, динамика, результаты : аналитический доклад [Электронный ресурс]. URL: http://emsu.ru/extra/pdf5s/lobbyist/2012/6/44.pdf (дата обращения: 20.05.2021).

5. Зеленко Б. И., Шиманская Э. И. О политическом смысле в социальных сетях (интенциональный контекст) // Власть. 2018. Т. 6. № 8. С. 74-78.

6. Косов Г. В., Потапов В. А., Ширяев В. А. Политические сети: специфика современной архитектоники // Власть. 2013. № 10. С. 64-69.

7. Куньщиков С. В., Строганов В. Б. Трансформация специфики политического манипулирования в «новых медиа» // Вопросы управления. 2018. № 6. С. 7-12.

8. Курочкин А. В. Теория политических сетей: предпосылки становления и место в современной политической наук // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 8-3. С. 117-120.

9. Лазарсфельд П., Мертон Р. Массовая коммуникация, массовые вкусы и организованное социальное действие // Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследования / пер. с англ. М. Назарова. М.: АВАНТИ ПЛЮС, 2004. С. 139-147.

10. Мирошниченко И. В., Морозова Е. В. “Инвесторы политического капитала”: социальные сети в политическом пространстве региона // Полис. Политические исследования. 2009. № 2. С. 60-76.

11. Носовец С. Г. Новые медиа: к определению понятия // Коммуникативные исследования. 2016. № 4. С. 39-47.

12. Радина Н. К. Цифровая политическая мобилизация онлайн-комментаторов материалов СМИ о политике и международных отношениях // Полис. Политические исследования. 2018. № 2. С. 115-129.

13. Сморгунов Л. В. Сетевой подход к политике и управлению // Полис. Политические исследования. 2001. № 3. С. 103-112.

14. Тихонова С. В. Социальные сети: проблемы социализации Интернета // Полис. Политические исследования. 2016. № 3. С. 138-152.

15. Фуко М. Порядок дискурса // Фуко М. Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности / пер. с фр. С. Табачниковой. М.: Касталь, 1996. С. 47-97.

16. Bisbee J., Larson J. M. Testing Social Science Network Theories with Online Network Data: An Evaluation of External Validity // American Political Science Review. 2017. Vol. 111. No. 3. P. 502-521. DOI: https://doi.org/10.1017/S0003055417000120

17. Börzel T. Rediscovering Policy Networks as a Form of Modern Governance (Book Review) // Journal of European Public Policy. 1998. Vol. 5. № 2. P. 354-359.

18. Pooley J. James W. Carey and Communication Research: Reputation at the University’s Margins. New York: Peter Lang Publishing Inc., 2016. 230 p. DOI: 10.33767/osf.io/npkb5

19. Rheingold H. Smart Mobs: The Next Social Revolution. Cambridge, MA: Perseus Publishing, 2002. 288 p.

20. Rhodes R. A. W., Marsh D. Policy Networks in British Government. Oxford: Clarendon Press, 1992. 295 p.

21. Theocharis Y. The Conceptualization of Digitally Networked Participation // Social Media + Society. 2015. Vol. 1. № 2. P. 1-14. DOI: 10.1177/2056305115610140

22. Tufekci Z., Wilson C. Social Media and the Decision to Participate in Political Protest: Observations from Tahrir Square // Journal of Communication. 2012. Vol. 62. № 2. P. 363-379. DOI: 10.1111/j.1460-2466.2012.01629.x

23. Van Dijk T. Discourse and manipulation // Discourse & Society. 2006. № 17 (2). P. 359-383. DOI: 10.1177/0957926506060250


Рецензия

Для цитирования:


Мартынов М.Ю., Габеркорн А.И. ПАТРИОТИЧЕСКИЙ ДИСКУРС В ИДЕОЛОГИЧЕСКИХ ТРЕНДАХ «НОВЫХ МЕДИА» В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. Вестник Московского государственного областного университета. 2021;(4):104-120. https://doi.org/10.18384/2224-0209-2021-4-1097

For citation:


Martynov M.Yu., Gaberkorn A.I. PATRIOTIC DISCOURSE IN “NEW MEDIA” IDEOLOGICAL TRENDS IN MODERN RUSSIA. Bulletin of Moscow Region State University. 2021;(4):104-120. (In Russ.) https://doi.org/10.18384/2224-0209-2021-4-1097

Просмотров: 69


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-0209 (Online)