Preview

Российский социально-гуманитарный журнал

Расширенный поиск

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ КАК ЛИЧНОСТНЫЙ РЕСУРС СТУДЕНТОВ ВУЗА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2024-2-1464

Аннотация

Цель. Изучение эмоциональной компетентности студентов вуза с ограниченными возможностями здоровья.

Процедура и методы. Исследование проводилось с применением методов психодиагностического тестирования и экспертного опроса.

Результаты. Выявлены проблемы развития эмоциональной компетентности и её составляющих как значимого личностного ресурса студентов с ограниченными возможностями здоровья, что может затруднять их социально-психологическую адаптацию. Показаны различия эмоционального интеллекта и эмоциональной направленности студентов с ограниченными возможностями здоровья и без таковых.

Теоретическая и практическая значимость. Исследование вносит вклад в понимание необходимости трансформации современных образовательных технологий в личностно-развивающие. Результаты исследования могут быть использованы для определения оптимальных мишеней превентивного воздействия с целью развития личностных ресурсов студентов с ограниченными возможностями здоровья.

Об авторе

Оксана Борисовна Симатова
http://www.zabgu.ru/
Забайкальский государственный университет
Россия

Кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии образования, SPIN-код 7438-3683



Список литературы

1. Афонькина Ю. А. Социальная инклюзия лиц с инвалидностью и проблема человеческого достоинства // Russian Journal of Education and Psychology. 2015. №11. С. 149–162.

2. Баландина Л. И. Социально-психологические аспекты родительства в семьях, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Пермского государственного гуманитарно-педагогического университета. Серия №1: Психологические и педагогические науки. 2019. №2. С. 37–45.

3. Белинская Е. П. Совладание с трудностями в эпоху неопределенности и глобальных рисков: основные исследовательские тренды // Вестник Кемеровского государственного университета. 2022. Т. 24. №6. С. 760–771.

4. Битюцкая Е. В., Корнеев А. А. Субъективное оценивание трудной жизненной ситуации: диагностика и структура // Вопросы психологии. 2021. Т. 67. №4. С. 145–161.

5. Гришина Н. В. Человек в отношениях с окружающим миром: описание контекста // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология. 2022. №3. С. 22–39.

6. Дербенева М. Ю. Эмоциональная направленность как основа формирования познавательных интересов личности // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2009. №1-1. С. 288–294.

7. Дербенева М. Ю. Эмоциональная направленность личности как фактор профессионального самоопределения старшеклассников // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2011. №4. С. 14–20.

8. Зорина Е. Е. Преодоление барьеров при реализации инклюзивного образования в вузе // Образование и наука. 2018. Т. 20. №5. С. 165–184.

9. Капиева К. Р. Психический ресурс личности: паттерны и детерминанты развития // Гуманизация образования. 2015. №3. С. 75–81.

10. Михайлова И. В., Легкова Ю. В. Взаимосвязь общей эмоциональной направленности с иррациональными установками и психологическими защитами личности // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2023. №1. С. 23–42.

11. Наймушина Л. М. История становления понятия «эмоциональный интеллект» в психологической науке // Педагогика: история, перспективы. 2020. Т. 3. №4. С. 63–70.

12. Нурлыгаянов И. Н., Соловьева Т. А., Лазуренко С. Б., и др. Здоровьесбережение в образовании обучающихся с ОВЗ: принципы и организация // Психологическая наука и образование. 2022. Т. 27. №5. C. 34–45.

13. Одинцова М. А., Лубовский Д. В. Психологические ресурсы личности при переживании ситуаций разной степени неопределенности // Социальная психология и общество. 2023. Т. 14. №4. С. 156–177.

14. Подпругина В. В. Эмоциональная компетентность родителей как фактор распознавания эмоциональных проявлений у детей с тяжелыми нарушениями речи // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2019. Т. 8. №3. С. 366–369.

15. Романова Е. Н. Дифференциация понятий «эмоциональный интеллект» и «эмоциональная компетенция» // Международный научно-исследовательский журнал. 2021. №1-4. С. 150–152.

16. Симаева И. Н., Бударина А. О., Сундх С. Состояние и привлекательность инклюзивного и специального образования в России и странах Балтии // Балтийский регион. 2019. Т. 10. №4. С. 76–91.

17. Симатова О. Б. Способность к вербализации эмоционального состояния и рефлексии старшеклассников, воспитывающихся в условиях неглекта // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2023. №208. С. 210–220.

18. Хачикян Е. И., Илюхина А. С. Эмоциональная компетентность в структуре профессиональной компетентности учителя // Педагогическое образование и наука. 2023. №2. С. 40–45.

19. Шац И. К. Семья особого ребенка: психологические проблемы здоровых сиблингов // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина. 2021. №2. С. 383–397.

20. Юрьева О. В. Эмоциональный интеллект и особенности самоактуализации личности // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. 2019. №1. С. 55–65.

21. Hildyard K. L., Wolfe D. A. Child neglect: developmental issues and outcomes // Child Abuse and Neglect. 2002. Vol. 26. №6–7. P. 679–695.

22. Krystal H. Alexithymia and the effectiveness of psychoanalytic treatment // International Journal of Psychoanalitic Psychotherapy. 1983. №9. P. 353–378.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 223


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-0209 (Online)