ВНУТРИСЕМЕЙНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ МАТЕРИ И РЕБЁНКА-ПОДРОСТКА В МНОГОДЕТНЫХ, ПОЛНЫХ МАЛОДЕТНЫХ И НЕПОЛНЫХ СЕМЬЯХ
https://doi.org/10.18384/2224-0209-2024-2-1453
Аннотация
Цель. Изучение особенностей социально-психологического взаимодействия подростков и их матерей, а также характера взаимодействия в диадах «мать – дочь-подросток» и «мать – сын-подросток» в многодетных, полных и неполных семьях.
Процедура и методы. Исследовались различия в параметрах взаимодействия матерей и их детей-подростков в многодетных, полных и неполных семьях, отдельно анализировались взаимодействия в диадах «мать – дочь-подросток» и «мать – сын-подросток». Использовались следующие методы: анкетирование, беседа, опрос, методы математической обработки полученных данных (критерий U Манна-Уитни и критерий Краскелла-Уоллеса). Диагностика взаимодействия между матерью и ребёнком-подростком осуществлялась с использованием методики «Взаимодействие родитель – ребёнок» (И. М. Марковская). Выборка была представлена 98 семьями. Исследование проводилось на базе общеобразовательных школ г. Москвы, г. Химки и г. Королёва Московской области.
Результаты. Проанализирован характер взаимодействия в диадах «мать – дочь-подросток» и «мать – сын-подросток» в многодетных, полных и неполных семьях. Показано наличие рассогласованности оценок взаимодействия матерей и их детей-подростков, как мальчиков, так и девочек, в различных типах семей. Наибольшее количество сложностей обнаружено в диадах «мать – сын-подросток» в неполных семьях и в диадах «мать – дочь-подросток» в многодетных семьях.
Теоретическая и практическая значимость. Результаты исследования могут служить основой для формирования психокоррекционной и психопрофилактической работы с подростками из полных, многодетных и неполных семей с целью улучшения внутрисемейного взаимодействия.
Об авторах
Ольга Игоревна ИвановаРоссия
аспирант кафедры социальной и педагогической психологии
Наталья Станиславовна Крамаренко
Россия
доктор психологических наук, доцент, профессор кафедры социальной и педагогической психологии
Наталья Владимировна Сидячева
Россия
заведующая кафедрой социальной и педагогической психологии, кандидат психологических наук, доцент
Татьяна Ивановна Шульга
доктор психологических наук, профессор, профессор кафедры социальной и педагогической психологии
Список литературы
1. Авдеева Н. Н., Хоффман Б. Я. Актуальные направления исследований взаимоотношений подростков с родителями // Современная зарубежная психология. 2019. Т. 8. № 4. С. 69–78.
2. Глотов М. Б. Демографическая политика современной России // Демографическая ситуация в России: риски и перспективы / под ред. А. В. Воронцова. СПб.: Центр научно-информационных технологий "Астерион", 2020. С. 61–66.
3. Дорофеева З. Е. Особенности жизненных практик многодетных семей // Социологические исследования. 2019. № 7. С. 114–124.
4. Жалова И. Н., Хутько Т. В. Многодетная семья – активный социальный тренд в Российской Федерации // Охрана и защита прав и законных интересов в современном праве: сборник статей по результатам международной научно-практической конференции, Симферополь, 10 декабря 2021 г. / под ред. Е. В. Евсиковой, И. В. Хмиль. Симферополь: Ариал, 2022. С. 686–694.
5. Иванова О. И., Бусарова О. Р. Взаимосвязь детско-родительских отношений и совладающего поведения старших подростков из разных типов семей // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 2. С. 96–110.
6. Иванова О. И. Значимые предикторы внутрисемейного взаимодействия // Человеческий капитал. 2022. № 8. С. 135–143.
7. Иванова О. И., Кулешова О. В., Шульга Т. И. Характер взаимодействия подростков с матерями в многодетных семьях // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2023. № 1. С. 139–153.
8. Карпинский К. В. Социальные установки в отношении многодетности // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы XV Международной научно-практической конференции, Москва, 25 июня 2022 г. / под ред. В. И. Казаренкова. М.: Российский университет дружбы народов, 2022. С. 41–46.
9. Крамаренко Н. С. Роль близкого взрослого в обеспечении информационно-психологической безопасности ребенка в цифровой среде // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических, педагогических и лингводидактических исследований: материалы международной научно-практической конференции, Мытищи, 13–14 апреля 2022 г. / под ред. А. С. Полякова. М.: Московский государственный областной университет, 2022. С. 323–328.
10. Марковская И. М. Психология детско-родительских отношений: монография. Челябинск: Издательство ЮУрГУ, 2007. 91 с.
11. Мельников С. В. Теоретико-методологические основы многодетной семьи // Актуальные вопросы современной науки и образования / под ред. Г. Ю. Гуляева. Пенза: Наука и просвещение, 2020. С. 197–211.
12. Посохова С. Т., Диденко Е. Я., Колпакова А. Е. Интегральные психологические феномены в семейном взаимодействии // Психология человека в образовании. 2020. Т. 2. № 1. С. 57–67.
13. Самотаева Э. А. Многодетность как психологический феномен // Личностные и ситуационные детерминанты поведения и деятельности человека: материалы Международной научно-практической конференции, Донецк, 16 декабря 2021 г. / под ред. А. В. Гордеевой, Э. А. Ангелиной. Донецк: Донецкий национальный университет, 2021. С. 199–204.
14. Собкин В. С., Калашникова Е. А. Взаимоотношения с родителями подростков из полных / неполных семей и статус среди одноклассников // Социальная психология и общество. 2023. Т. 14. № 1. С. 55–73.
15. Чижикова Е. С., Крамаренко Н. С. Взаимосвязь ценностных ориентаций и установок на рождение детей у девушек (на примере мегаполиса) // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2022. № 2. URL: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 13.01.2024).
16. Шалин В. В., Панченко А. А. Трансформация модели многодетной семьи как основного элемента устойчивого развития страны // Теория и практика общественного развития: [сайт]. 2019. № 4. URL: www.dom-hors.ru/teoria-praktika?ysclid=lwatnux7qz279060039 (дата обращения: 13.01.2024).
17. Шульга Т. И. Жизненные планы подростков как фактор профилактики девиантного поведения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. 2021. № 3. С. 64–75.
18. Якиманская И. С. Особенности психосоматических расстройств у мальчиков-подростков из неполных семей // Мир науки. Педагогика и психология: [сайт]. 2022. Т. 10. № 1. URL: www.mir-nauki.com (дата обращения: 13.01.2024).
19. Янак А. Л. Немодальное родительство как демографическая проблема // Международный демографический форум "Демография и глобальные вызовы": материалы форума, Воронеж, 30 сентября 2021 г. / под ред. Н. В. Яковенко. Воронеж: Цифровая полиграфия, 2021. С. 1137–1142.
20. Factors affecting adolescents' risk-taking in single-child families / T. Ataei, R. Zeighami, N. Azh, M. Mafi // Social Health and Behavior: [сайт]. 2019. № 2. URL: www.researchgate.net/publication/336946134_Factors_affecting_adolescents'_risk-taking_in_single-child_families (дата обращения: 13.01.2024).
21. Çakir C., Köseliören M. Technoference as Technology Interference in The Communication Process: A Study on Married Couples // Erciyes İletişim Dergisi. 2022. № 9. P. 609–626.
22. Stockdale L. A., Coyne S. M., Padilla-Walker L. M. Parent and Child Technoference and socioemotional behavioral outcomes: A nationally representative study of 10- to 20-year-Old adolescents // Computers in Human Behavior. 2018. № 88. P. 219–226.