Preview

Российский социально-гуманитарный журнал

Расширенный поиск

ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ПОЛИТОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2024-1-1414

Аннотация

Цель. Сформулировать основные вопросы, требующие рассмотрения при разработке и апробации новых российских образовательных стандартов высшего образования по направлению подготовки «Политология», и предложить направления их решения.

Процедура и методы. Публикация подготовлена с использованием методов анализа литературы и документов, синтеза, обобщения и интерпретации результатов.

Результаты. Автором выделены факторы, определяющие актуальность дискуссии о переосмыслении стандартизации политологического образования в России: указывается на то, что в процессе разработки и апробации новых образовательных стандартов в связи с переходом на обучение по новой системе высшего образования необходимо учитывать ряд проблем, возникших при реализации действующих стандартов – расплывчатое разделение уровней образования, избыточный набор общепрофессиональных компетенций, отсутствие ориентации на единый образовательный результат. Для обсуждения предлагаются формулировки указанного результата в зависимости от уровней и квалификаций выпускников программ направления «Политология». Автором были подчёркнуты проблемы позиционирования и восприятия политологов как внутри профессионального сообщества, так и со стороны представителей рынка труда. Были разобраны основные доводы экспертов о концептуальных и парадигмальных основаниях современного российского политологического образования, проект профессионального стандарта для политологов.

Практическая значимость заключается в возможности расширить экспертную дискуссию о стандартизации российского политологического образования.

Об авторе

Евгений Евгеньевич Уразбаев
Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта
Россия

кандидат политических наук, доцент образовательно-научного кластера «Институт образования и гуманитарных наук», руководитель образовательных программ направления «Политология», «Социология» Высшей школы философии, истории и социальных наук



Список литературы

1. Абрамов А. В., Воробьев А. П. Проблемы политологического образования в современной России. Попытка количественного исследования // Обозреватель. 2021. № 7. С. 96–110.

2. Афанасьева К. А. Политический интерес Российского государства к участию в образовательных реформах: проблема невысказанности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2023. Т. 23. № 3. С. 334–340.

3. Бронников И. А., Цыбряева М. В. Политологическое образование в современных российских вузах (2017–2021 гг.) // Дискурс-Пи. 2021. № 4. С. 125–138.

4. Гукова И. Н., Бойко Ж. В., Половнева Л. С. Состояние политического образования в современной России: проблемы и пути их решения // Via in tempore. История. Политология. 2021. № 48. С. 238–248.

5. Деманова С. В., Семенова В. Г. Правовое обеспечение подготовки юристов и политологов в условиях внедрения профессиональных стандартов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Экономика. Управление. Право. 2019. Т. 19. № 1. С. 89–96.

6. Зорин В. Ю., Абрамов А. В. Государственная национальная политика, консолидация общества и политическая наука в современной России // Вестник Московского государственного областного университета (электронный журнал). 2018. № 1. URL: www.evestnik-mgou.ru (дата обращения: 15.12.2023).

7. Изергина Н. И., Курзин Д. А. Интеграция отечественного политологического сообщества в условиях социальной трансформации: некоторые проблемы политологического образования // Интеграция образования. 2006. № 1. С. 145–151.

8. Ирхин Ю. В. Российская политология: этапы генезиса и особенности институализации // Среднерусский вестник общественных наук. 2011. № 1. С. 94–102.

9. Медовщиков З. Н. Формирование профессиональной культуры студента-политолога // Национальная ассоциация ученых. 2020. № 55-1. С. 56–59.

10. Никипорец-Такигава Г. Ю. Каким быть политологу? Существующие тренды и возможные перспективы // Политическая экспертиза: ПОЛИТЭКС. 2019. Т. 15. № 1. С. 17–35.

11. О социализирующей роли политологии как учебной дисциплины в условиях критического переосмысления либеральных западных доктрин / Г. Б. Орланов, П. Я. Фельдман, А. В. Федякин, Д. А. Ежов // Свободная мысль. 2022. № 2. С. 63–76.

12. Российское общество политологов – новый этап развития политологии в России // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2014. № 2. С. 89–91.

13. Семенова В. Г., Сергеева Е. П. Политологическое образование в условиях адаптации государственных стандартов третьего поколения // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Социология. Политология. 2012. № 1. С. 94–100.

14. Столетов О. В., Чихарев И. А. К вопросу о профессионализации деятельности в сфере политики: российская практика // Политическая наука. 2016. Спецвыпуск. С. 59–71.

15. Столетов О. В., Чихарев И. А. Политические профессии и образовательные стандарты: Российский опыт // Вестник Московского университета. Серия 12: Политические науки. 2017. № 1. С. 66–76.

16. Шатилов А. Б. Российская политология: настало время модернизации и национализации? // Власть. 2022. № 4. С. 9–14.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 167


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.