Preview

Российский социально-гуманитарный журнал

Расширенный поиск

ФЕНОМЕН САМОЗВАНЦА У СТУДЕНТОВ ВУЗА, ИМЕЮЩИХ ОПЫТ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СЕМЕЙНОГО НЕГЛЕКТА

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2023-4-1383

Аннотация

Цель. Изучение феномена самозванца и его интрапсихологических составляющих у студентов вуза, воспитывавшихся в условиях эмоционального семейного неглекта.

Процедура и методы. Исследование проводилось с применением методов анкетирования и психодиагностического тестирования.

Результаты. Выявлены достоверные различия выраженности феномена самозванца, а также уровня мотивации достижения успеха, избегания неудачи, социального одобрения и склонности к прокрастинации у студентов, подвергшихся эмоциональному неглекту в родительской семье, а также у студентов из семей без признаков эмоционального неглекта.

Теоретическая и практическая значимость. Исследование вносит вклад в понимание деструктивной сущности феномена самозванца, препятствующей полноценному психическому развитию личности и эффективности её деятельности. Результаты исследования могут быть использованы для определения оптимальных мишеней превентивного воздействия с целью повышения социальной эффективности личности.

Об авторе

Оксана Борисовна Симатова
http://www.zabgu.ru/
Забайкальский государственный университет
Россия

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры психологии образования, SPIN-код 7438-3683



Список литературы

1. Булгакова Л. И. «Синдром самозванца»: история возникновения термина, основные концепции и их трансформация // Психология и психотерапия семьи. 2018. № 3. С. 30–37.

2. Катан Е. А. Использование международного опросника неблагоприятного детского опыта для выявления психотравмирующих факторов в детском и подростковом возрасте // Медицинская психология в России. 2019. Т. 11. № 2. С. 2–8.

3. Катан Е. А. Жестокое обращение и пренебрежение в детстве определяют отдаленные последствия для психического и физического здоровья взрослых // Оренбургский медицинский вестник. 2020. Т. 8. № 3. С. 15–22.

4. Ковалев А. В., Скоблина Н. А., Кеменева Ю. В. Особенности состояния здоровья школьников, нуждами которых пренебрегают // Тихоокеанский медицинский журнал. 2019. № 4. С. 83–87.

5. Лотова И. П. Диагностика жестокого обращения с детьми как начальный этап формирования ответственного родительства // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2016. Т. 11. № 2. С. 178–185.

6. Медико-социальные критерии диагностики жестокого обращения с хронически больными детьми в семье / Т. В. Свиридова, С. Б. Лазуренко, М. С. Ртищева, А. М. Герасимова, Н. Н. Павлова // Российский педиатрический журнал. 2018. № 21. С. 216–220.

7. Митрухина С. В., Слюсарь Е. С. Феномен неглекта в социальной работе // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2021. № 3. С. 46–51.

8. Ожигонова Г. В. Рефлексия, рефлексивность и высшие рефлексивные способности: подходы к исследованию // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. 2018. № 4. С. 56–60.

9. Проблемы изучения феномена алекситимии в психологии / Н. А. Потапова, Р. А. Грехов, Г. П. Сулейманова, Е. И. Адамович // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 11: Естественные науки. 2016. № 2. С. 65–73.

10. Реан А. А., Коновалов И. А. Дисфункциональная семья как фактор агрессивного поведения подростков // Вестник Московского университета МВД России. 2020. № 8. С. 292–300.

11. Реан А. А., Коновалов И. А. Проявление агрессивности подростков в зависимости от пола и социально-экономического статуса семьи // Национальный психологический журнал. 2019. № 1. С. 23–32.

12. Рождественская Н. А., Можаровский И. Л., Макарян В. В. Связь личностной и профессиональной идентичности у старшеклассников // Национальный психологический журнал. 2018. № 1. С. 38–49.

13. Симатова О. Б. Способность к вербализации эмоционального состояния и рефлексии старшеклассников, воспитывающихся в условиях неглекта // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2023. № 208. С. 210–220.

14. Шевелева М. С. Феномен самозванца: обзор зарубежных исследований // Современная зарубежная психология. 2023. Т. 12. № 2. C. 116–124.

15. Шмарион П. В. Самовоспроизводство насилия в семье в отношении несовершеннолетних // Человек: преступление и наказание. 2017. Т. 25. № 2. С. 164–327.

16. Chakraverty D. PhD Student Experiences with the Impostor Phenomenon in STEM // International Journal of Doctoral Studies. 2020. Vol. 15. № 1. P. 159–180.

17. Clance P. R., Imes S. A. The imposter phenomenon in high achieving women: Dynamics and therapeutic intervention // Psychotherapy: Theory, Research & Practice. 1978. Vol. 15. № 3. P. 241–247.

18. Commentary: Prevalence, predictors, and treatment of imposter syndrome: A systematic review / D. M. Bravata, D. K. Madhusudhan, M. Boroff, K. O. Cokley // Journal of Mental Health & Clinical Psychology. 2020. Vol. 4. № 3. P. 12–16.

19. Hildyard K. L., Wolfe D. A. Child neglect: developmental issues and outcomes // Child Abuse and Neglect. 2002. Vol. 26. № 6. P. 679–695.

20. Krystal H. Alexithymia and the effectiveness of psychoanalytic treatment // International journal of psychoanalytic psychotherapy. 1983. № 9. P. 353–378.

21. Simmons D. Impostor syndrome, a reparative history // Engaging Science, Technology, and Society. 2016. № 2. P. 106–127.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 265


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-0209 (Online)