Preview

Российский социально-гуманитарный журнал

Расширенный поиск

МАНИПУЛЯТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В «НОВЫХ МЕДИА»: МОНИТОРИНГ И АНАЛИЗ (НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОГО ОБСУЖДЕНИЯ «ЧВК "РЁДАН"»)

https://doi.org/10.18384/2224-0209-2023-4-1339

Аннотация

Цель. Обоснование авторского метода выявления и анализа использования манипулятивных технологий для продвижения в социальных сетях отдельных событий, вызывающих интерес у публики.

Процедура и методы. Авторский метод ПРОЗИС-анализа основан на сборе эмпирических данных посредством онлайн-сервисов «Айкубаз» (IQbuzz) и «Вордстат» (WordStat), на анализе основных показателей сетевой активности пользователей (постеры, репосты, охват, запросы, источники, сообщения) и ряда дополнительных параметров, экспертной интерпретации результатов. Прикладное применение указанного метода демонстрируется на примере общественной дискуссии, развернувшейся в русскоязычном пространстве сети Интернет вокруг деструктивного молодёжного объединения «ЧВК "Рёдан"» в феврале–марте 2023 г.

Результаты. В результате сбора и анализа эмпирических данных авторам удалось выделить четыре основных количественных показателя, свидетельствующих об информационной манипуляции: высокая средняя вовлечённость пользователей, большой охват аудитории при относительно небольшом числе пользовательских сообщений, характер динамики поисковых запросов, отношение числа пользовательских сообщений к данной динамике.

Практическая значимость заключается в возможности использования авторской методики для выявления манипулятивных технологий в социальных сетях, анализа характера информационных потоков, мониторинга информационного пространства. Кроме того, ПРОЗИС-анализ открывает возможности по разработке новых методов формирования общественного мнения и противодействия деструктивным информационным воздействиям в сети.

Об авторах

Александр Павлович Коротышев
Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского
Россия

кандидат исторических наук, доцент кафедры социальной безопасности и гуманитарных технологий факультета социальных наук



Павел Павлович Рыхтик
Нижегородский государственный университет имени Н. И. Лобачевского
Россия

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры социальной безопасности и гуманитарных технологий факультета социальных наук



Список литературы

1. Аглямова Г. М., Харисова Э. А. Деструктивные явления в молодежной среде как объект криминологического исследования [Электронный ресурс] // Байкальский научный журнал. 2021. № 3. URL: brj-bguep.ru (дата обращения: 13.03.2023).

2. Буров А. С. Перспективные технологии формирования политически лояльной молодежи в современной России // PolitBook. 2021. № 4. С. 31–46.

3. Вагапова А. Р., Кленова М. А. Развитие позитивного мышления учащихся как основа профилактики суицидального поведения: по итогам заседания круглого стола // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Акмеология образования. Психология развития. 2023. № 1. С. 87–92.

4. ПРОЗИС-анализ: возможности оценки реакции пользователей на значимые информационные поводы в сети Интернет / Р. В. Голубин, И. А. Исакова, А. П. Коротышев, П. П. Рыхтик // Вестник Томского государственного университета. 2022. № 475. С. 59–67.

5. Дорохова И. А. Элементы, формирующие имидж вузов // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 3. С. 87–91.

6. Дрянных Н. В., Лаврентьева А. А., Ракова С. С. Профориентационный нетворкинг: школа – колледж – вуз // Вестник Череповецкого государственного университета. 2023. № 1. С. 188–195.

7. Егорова Л. Г. Роль региональных СМИ в становлении гражданского общества (на примере информационного сопровождения проектов инициативного бюджетирования) // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Филологические науки. 2021. № 2. С. 185–194.

8. Камчатова Е. Ю., Бурлаков В. В., Яхъяев М. А. Роль маркетинговых инноваций в повышении конкурентоспособности предприятия // Инновации и инвестиции. 2023. № 3. С. 4–7.

9. Ларионова А. В., Горчакова О. Ю., Фахретдинова А. П. Особенности активности студенческой молодежи в сети интернет: опыт деструктивной коммуникации и вопросы безопасности // Социодинамика. 2021. № 3. С. 12–22.

10. Логинов К. О. Информационное воздействие на электорат при проведении выборов // Известия Тульского Государственного университета. Гуманитарные науки. 2022. № 2. С. 28–42.

11. Малик Е. Н. Формирование социально-политического потенциала молодёжи в условиях интернет-социализации // Управленческое консультирование. 2022. № 8. С. 94–107.

12. Пашоликов М. А. Методологические подходы к организации стратегического маркетингового планирования // Инновации и инвестиции. 2023. № 1. С. 107–111.

13. Сарбаа Л. Н., Коньков А. Т. Методы и технологии формирования репутации организации сферы образования // Социально-гуманитарные знания. 2023. № 1. С. 40–45.

14. Сидоров М. П., Овсянников С. Н. Наращивание иностранными государствами возможностей ведения противоборства в киберпространстве // Военная мысль. 2022. № 8. С. 131–146.

15. Суркова О. Е., Елизаров А. А. Технологии формирование моделей электорального поведения // Международный научно-исследовательский журнал. 2022. № 5-3. С. 151–154.

16. Фролова Т. И., Гатилин А. С. Социальные проекты муниципальных СМИ как инструмент развития местных сообществ и территорий: стартовые особенности // Вопросы теории и практики журналистики. 2021. № 3. С. 500–513.

17. Эбзеева Ю. Н. Рейтинг университета как элемент аттрактивности для потенциальных абитуриентов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Социология. Политология. 2023. № 1. С. 33–38.

18. Эриксон Э. Г. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. А. В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. 340 c.

19. Multiscale online media simulation with SocialCube / T. Abdelzaher, J. Han, Y. Hao, A. Jing, D. Liu, S. Liu, H. H. Nguyen, D. M. Nicol, H. Shao, T. Wang, S. Yao, Y. Zhang, O. Malik, S. Dipple, J. Flamino, F. Buchanan, S. Cohen, G. Korniss, B. K. Szymanski // Computational and Mathematical Organization Theory. 2020. № 26. P. 145–174.

20. Roper E., Katz E., Lazarsfeld P. F. Personal Influence: The Part Played by People in the Flow of Mass Communications. A Report of the Bureau of Applied Social Research, Columbia University. Glencoe, Ill: The Free Press, 1955. 400 p.


Дополнительные файлы

Рецензия

Просмотров: 193


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2224-0209 (Online)