МАНИПУЛЯЦИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ: ПОДМЕНА СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА ЯЗЫКОВОГО ЗНАКА
https://doi.org/10.18384/2224-0209-2023-2-1298
Аннотация
Цель. Выявить лингвистические особенности манипуляции, имеющей в основе подмену смыслового компонента языкового знака.
Процедура и методы. Основное содержание исследования составляет анализ структуры манипуляции, наблюдаемой в конфликтных коммуникативных ситуациях. В процессе исследования использовались методы лексико-семантического и пропозиционального анализа, а также методы формальной логики.
Результаты. Проведённый анализ показал, что основу манипулятивной коммуникации в поликультурной среде составляет подмена смысловых компонентов понятий, имеющих схожее языковое выражение. Выявлены отношения внеположенности и пересечения между объёмами данных понятий, определена семантика языковых репрезентантов.
Теоретическая и практическая значимость. Определён ряд направлений дальнейшего исследования: использование методов логического анализа языковых единиц, репрезентирующих манипулятивную коммуникацию, анализ влияния интернет-ресурсов на развитие конфликтных речевых ситуаций.
Об авторах
Ольга Александровна ПоповичКазахстан
кандидат филологических наук, доцент кафедры филологии
Наталья Федоровна Крылова
Россия
кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры русского языка и общих дисциплин Института управления персоналом социальных и бизнес-коммуникаций
SPIN-код: 8715-7493
Список литературы
1. Данилова А. А. Манипулирование словом в средствах массовой информации. М.: Добросвет: КДУ, 2011. 232 с.
2. Кара-Мурза С. Г. Послесловие о «Манипуляции сознанием» // Наука, культура, общество. 2018. Т. 24. № 2-3. С. 13–39.
3. Стернин И. А. Речевое воздействие как теоретическая и прикладная наука // Стернин И. А. Теоретические и прикладные проблемы языкознания. Воронеж: Истоки, 2008. С. 238–253.
4. Ciampaglia G. L. Fighting fake news: A role for computational social science in the fight against digital misinformation // Journal of Computational Social Science. 2018. Vol. 1. P. 147–153.
5. Gössling S. C., Hall M., Andersson A.-C. The manager’s dilemma: A conceptualization of online review manipulation strategies // Current Issues in Tourism. 2018. Vol. 21. P. 484–503.
6. Krstić V., Saville C. Deception (Under Uncertainty) as a Kind of Manipulation // Australasian Journal of Philosophy. 2019. Vol. 97. P. 830–835.
7. Mayzlin D., Dover Y., Chevalier J. Promotional Reviews: An Empirical Investigation of Online Review Manipulation // American Economic Review. 2014. Vol. 104. P. 2421–2455.
8. Nadler A., McGuigan L. An Impulse to Exploit: The Behavioral Turn in Data-Driven Marketing // Critical Studies in Media Communication. 2018. Vol. 35. P. 151–165.
9. Susser D. Notice After Notice-and-Consent: Why Privacy Disclosures Are Valuable Even If Consent Frameworks Aren’t // Journal of Information Policy. 2019. Vol. 9. P. 37–62.
10. Zuiderveen B., Möller F. J., Kruikemeier J., et al. Online Political Microtargeting: Promises and Threats for Democracy // Utrecht Law Review. 2018. Vol. 14. P. 82–96.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Попович О.А., Крылова Н.Ф. МАНИПУЛЯЦИЯ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ: ПОДМЕНА СМЫСЛОВОГО КОМПОНЕНТА ЯЗЫКОВОГО ЗНАКА. Российский социально-гуманитарный журнал (Прежнее название: «Вестник Московского государственного областного университета»). 2023;(3). https://doi.org/10.18384/2224-0209-2023-2-1298
For citation:
Popovich O.A., Krylova N.F. MANIPULATION IN THE MULTICULTURAL INTERNET SPACE: SUBSTITUTION OF THE SEMANTIC COMPONENT OF A LANGUAGE SIGN. Russian Social and Humanitarian Journal. 2023;(3). (In Russ.) https://doi.org/10.18384/2224-0209-2023-2-1298